Зернопродуктовому подкомплексу страны необходима инновационно-инвестиционная модель развития

Журнал: «Главный агроном», №1, 2019 14:52:00г.

На протяжении многих десятилетий о проблемах развития российского зернопродуктового подкомплекса сказано и написано немало, но, тем не менее, полной и объективной картины его функционирования как сложной производственно-экономической системы на всех уровнях управления АПК до последнего времени пока нет. Имеющиеся многочисленные публикации не стали доминирующим объектом всестороннего и объективного анализа ученых-экономистов и не представляют собой системного исследования. Они затрагивают хотя и важные, но лишь отдельные проблемы развития этого подкомплекса, касающиеся, как правило, решения узких вопросов развития зернового хозяйства, рынка зерна и его сегментов на местном, региональном и федеральном уровнях, а не охватывают в целом процесс воспроизводства в подкомплексе с учетом функционирования совокупности входящих в него подразделений.

В современных условиях развитие зернопродуктового подкомплекса и его отдельных подразделений определяется сложным и одновременным взаимодействием множества экономических, организационных, техникотехнологических, законодательных и других внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно оказывающих негативное или позитивное влияние на все основные параметры функционирования этого крупного и стратегически важного для страны продуктового подкомплекса. Они ускоряют или, наоборот, существенно замедляют его развитие, что отражается не только на состоянии экономики зернопродуктового подкомплекса, но и на функционировании других продуктовых подкомплексов и аграрной сферы экономики страны, обеспечении ее продовольственной безопасности и независимости. К основным проблемам, сдерживающим развитие зернопродуктового подкомплекса, следует отнести:

  • отсутствие четкой государственной стратегии и программы развития зернопродуктового подкомплекса, а также сохраняющуюся многолетнюю разобщенность и рассогласованность экономических интересов всех его подразделений при слабом государственном воздействии на процесс расширенного воспроизводства в каждом из них;
  • хронический дефицит инвестиций со стороны как государства, так и агробизнеса, недостатки в предоставлении инвестиционных кредитов и внедрении инноваций по таким направлениям, как: инновации техникотехнологического характера, в биологический фактор и человеческий фактор;
  • постоянное отсутствие информационной открытости агробизнеса, объективных и оперативных статистических данных по отдельным подразделениям подкомплекса и в целом по их совокупности на разных уровнях управления АПК;
  • «непрозрачность» экономических отношений между его отдельными участниками, а также несовершенство действующего организационно-экономического механизма, отражающего их деятельность;
  • неразвитость законодательной базы, регулирующей процессы производства, обмена, распределения и потребления зерна и продуктов его переработки.

Необходимым условием устойчивого функционирования зернопродуктового подкомплекса как сложной производственной и экономической системы является обеспечение расширенного воспроизводства всех его взаимосвязанных подразделений, выступающих в совокупности как единое целое. При этом свойство целостности является одним из основных характеристик подкомплекса как системы и означает в конечном счете неотъемлемость каждого из ее подразделений, функции которых, в свою очередь, служат для достижения общей цели развития подкомплекса. Это создает дополнительные трудности в оценке вклада каждого из них в конечный результат подкомплекса и не всегда способствует его объективной оценке деятельности.

Необходимо также учитывать, что зернопродуктовый подкомплекс функционирует как относительно самостоятельный элемент в рамках более сложной системы, которой является агропромышленный комплекс, а последний — в рамках социальноэкономической системы государства, что значительно усложняет процесс воспроизводства в каждом подразделении подкомплекса и в целом во всей их совокупности. Все это требует комплексного подхода к развитию подкомплекса, особенно к использованию интенсивных факторов производства и выделению приоритетных, которые во многом определяют эффективность его функционирования. В этом отношении отечественной аграрной науке как постоянному генератору техникотехнологической модернизации зернопродуктового подкомплекса принадлежит особая роль в его переводе на инновационно-инвестиционную модель развития. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо:

во-первых, реанимировать государственную инновационную политику в аграрной сфере экономики, придать ей законодательный характер, создав все условия для планомерной реализации и активизации инновационно-инвестиционной деятельности в зернопродуктовом подкомплексе путем:

  • использования в максимальной степени новейших достижений генетики, селекции, семеноводства, информатики и нанотехнологий, позволяющих выйти на новый технический и технологический уровень результативности научных исследований и внедрения их в производство;
  • создания и освоения новых отечественных типов и классов машин и оборудования, соответствующих их перспективным моделям в экономически развитых странах, обеспечивающим технико-технологический прорыв и значительный рост производительности труда, экономию производственных ресурсов, сохранение природной среды;
  • разработки и освоения ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий в производстве, хранении, транспортировке, переработке и сбыте зерна, адаптированных к местным условиям, требованиям экологизации производства, повышения качества и конкурентоспособности зерна и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем зерновых рынках;
  • обоснования современных подходов к формированию и реализации более эффективного организационно-экономического механизма функционирования зернопродуктового подкомплекса, наиболее полно отвечающего задачам выравнивания межотраслевых пропорций, обеспечения воспроизводства всех видов ресурсов, усиления инвестиционной привлекательности прежде всего зернового хозяйства, обоснованного распределения доходов по всей цепочке, начиная от сельскохозяйственных товаропроизводителей и заканчивая сферой торговли конечной продукцией зернопродуктового подкомплекса;
  • осуществления перехода от простых форм информационных технологий к созданию комплексной и всеохватывающей системы информационного обеспечения всех участников зернопродуктового подкомплекса, а также аграрной науки и образования;

во-вторых, принимать не разрозненные меры, хотя даже и эффективные, а разрабатывать и внедрять целостную инновационную систему, функционально объединяющую на тесно взаимосвязанной основе научный, кадровый, производственный и финансовый потенциал, использования более совершенного организационно-экономического механизма управления инновационными процессами в зернопродуктовом подкомплексе;

в-третьих, разработать рациональную структуру всего инновационного процесса в зернопродуктовом подкомплексе, в которой основными составляющими должны стать: крупные компании и объединения, способные вкладывать значительные финансовые средства в развитие исследований и научных разработок, доводить их результаты до серийного производства, модернизировать оборудование; малый инновационный бизнес со специфическими формами его финансирования; организации обслуживания; государство с его законодательной базой, научно-технической политикой, направленными на регулирование и стимулирование инновационных процессов с использованием нормативных правовых актов, экономических и организационных средств; развитой рынок новых технологий, обеспечивающий инновационной системе устойчивую обратную связь и постоянный спрос на инновационную продукцию всем участниками зернопродуктового подкомплекса;

в-четвертых, ускоренно развивать инфраструктуру зернопродуктового подкомплекса, которая должна обеспечивать беспрепятственное и бесперебойное движение товарных и денежных потоков, связывающих экономические интересы всех его участников. Наличие такой инфраструктуры является объективной необходимостью, способствующей созданию относительно благоприятных и равных экономических условий для выхода на рынок и работы на нем всех его субъектов. Ее развитие дает возможность повысить устойчивость меж отраслевых экономических отношений, совершенствовать межрегиональный обмен, увеличить скорость зернооборота, снизить количественные и качественные потери зерна и продуктов его переработки, начиная от их производства и кончая потреблением;

в-пятых, создавать региональные зернопродуктовые кластеры в специализированных зонах производства отдельных видов зерна, что позволит:

  • повысить эффективность, инвестиционную привлекательность и инновационную направленность функционирования национального зернопродуктового подкомплекса, обеспечить надежность снабжения страны и ее регионов собственным зерном и создать необходимые ресурсы для экспортных поставок не только зерна, но и продуктов его переработки с высокой добавленной стоимостью;
  • целенаправленно совершенствовать процессы тактического и особенно стратегического планирования и прогнозирования развития отдельных подразделений зернопродуктового подкомплекса и государственного регулирования зернового рынка за счет использования более эффективного организационно-экономического механизма взаимодействия государства и бизнеса;
  • кусилить действие синергетическогого эффекта, заключающегося в положительном воздействии зернопродуктового кластера на социальноэкономическое положение региона, эффективность функционирования зернопродуктового подкомплекса и его отдельных подразделений, развитие межрегионального обмена, формирование специализированных зон по производству отдельных видов зерна, улучшение качества, повышение конкурентоспособности и эффективности производимой конечной продукции зернопродуктового подкомплекса;
  • более целенаправленно проводить региональную аграрную, экономическую, инвестиционную и инновационную политику, развивать кооперацию и агропромышленную интеграцию, государственно-частное партнерство, а также полнее использовать преимущества кооперации и агропромышленной интеграции в процессе производства, обмена, распределения и потребления зерна и продуктов его переработки;
  • существенно улучшить систему информационного обеспечения аграрной сферы экономики и ее зернопродуктового подкомплекса на всех уровнях управления АПК;
  • уменьшить количество посредников, отладить более тесное взаимодействие науки и производства, а также стимулировать развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тем самым сократить и ускорить путь перспективных разработок от проекта до его внедрения в производство;
  • смягчить негативные последствия от членства страны в ВТО и ее участия в региональных объединениях на экономическом пространстве СНГ для развития зернопродуктового подкомплекса и его отдельных подразделений, обеспечения продовольственной безопасности.

Как крупная и динамично развивающаяся производственно-экономическая система национальный зернопродуктовый подкомплекс изменяется не только во времени, но и в пространстве, охватывает практически все сферы АПК, постоянно переходит из одного состояния в другое под воздействием разнонаправленных факторов как внутреннего, так и внешнего характера, а также под влиянием разного рода диспропорций внутри самого подкомплекса, рисков и угроз. Преодоление или смягчение последних гарантирует устойчивый экономический рост, обеспечение относительной пропорциональности между отдельными подразделениями подкомплекса с учетом их воспроизводственных возможностей, предполагающих рациональное сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования. При этом относительно сбалансированное и пропорциональное развитие зернопродуктового подкомплекса и его отдельных подразделений возможно прежде всего за счет совершенствования межотраслевых экономических отношений на всех уровнях управления АПК.

Решение вышеуказанных вопросов, хотя и не охватывает всю инновационно-инвестиционную деятельность отечественного зернопродуктового подкомплекса, но они являются ключевыми для его перевода на инновационно-инвестиционную модель развития.