Воспроизводство кадрового потенциала льняной отрасли Тверской области

Журнал: «Бухучёт в сельском хозяйстве», №1, 2017г.

УДК 333.1

@ Миронцева Алла Владимировна,
старший преподаватель кафедры экономической безопасности, анализа и аудита,
РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Статья поступила 17 октября 2016 г.
В статье раскрыта необходимость восстановления и механизм запуска воспроизводственного процесса кадрового потенциала льняной отрасли Тверской области.
Реферат. В статье рассматривается естественный потенциал земель Тверской области для ведения сельского хозяйства, представлены показатели земельного фонда и интенсивности растениеводства в области. Также сделано обоснование поддержки развития расширенного воспроизводственного процесса предприятиями льняного подкомплекса в зоне, наиболее пригодной для возделывания и производства льна-долгунца. Рассмотрены результаты реализации государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области на 2013–2018 годы» за 2015 г. Раскрывается проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров на предприятиях льняного под- комплекса ввиду сложной демографической ситуации, сложившейся в стране.
Целью написания статьи является обоснование привлечения кадрового потенциала для возделывания льна-долгунца в Тверской области путем обеспечения жильем молодых специалистов, изъявивших желание проживать и работать в сельской местности.
В работе сформулировано предложение по приобретению жилья по «безболезненной» для молодого специалиста схеме. На основании данных статистики и Министерства сельского хозяйства сделан расчет стоимости приобретаемого жилья для молодого специалиста в сельской местности Тверской области.
Ключевые слова: сельское хозяйство; лен; кадровый потенциал; льняной подкомплекс.
UDC 333.1
Reproduction of personnel potential of linen branch of Tver Region
@ Mirontseva Alla,
Senior Lecturer, Department of Economic Security, Analysis and Audit,
Russian Timiryazev State Agrarian University
127550, Moscow, Timiryazevskaya str., 49
The article was received on October 17, 2016.
The article deals with the need to restore and run the mechanism of the reproduction process of human resource capacity fl ax industry of the Tver region.
Abstract. The article deals with the natural potential of the lands of the Tver region for agriculture, presented the land fund performance and the intensity of crop
production in the region. justifi cation of support for the development is also made of expanded reproduction process enterprises linen sub in the area most suitable for the cultivation and production of fi ber fl ax. The results of implementation of the agricultural Tver region «Tver region on the state program 2013-2018 years» in 2015. Reveals the problem of shortage of skilled workers in enterprises of a linen subcomplex, in view of the demographic situation in the country. 
The purpose of writing this article is the substantiation of attraction of personnel potential for cultivation of flax in Tver region, by providing housing for young professionals wishing to live and work in the countryside to the enterprises of agroindustrial complex.
The paper formulated a proposal for the acquisition of property for «painless» for young professional scheme. Based on the statistics and the Ministry of Agriculture made the calculation cost of purchased housing for young professionals in rural areas of the Tver region.
Keywords: agriculture; fl ax; human resources; a linen subcomplex.
Сложившиеся экономическая и внешнеполитическая ситуация в России, связанная с экономической изоляцией нашей страны, подсказывает единственно верный вектор развития. Он должен быть направлен на создание и возобновление стабильного функционирования основных отраслей экономики, обеспечивающих продовольственную безопасность.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, утв. Президентом РФ 1 февраля 2010 г., одной из задач по поддержанию продовольственной безопасности является устойчивое развитие сельских территорий. Реализация данной задачи осуществляется путем подготовки научных работников, высококвалифицированных специалистов, а также развитие инфраструктуры в сельской местности. 
В соответствии со стратегией развития Программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 г. в рамках импортозамещения в легкой промышленности Нечерноземной зоны России одной из наиболее предпочтительных сельскохозяйственных культур является лен-долгунец.
Возделываемый с незапамятных времен, лен является текстильным сырьем для детской одежды, постельного белья, бытовых тканей, перевязочных материалов в медицине, строительных материалов. В период импортозамещения лен как сельскохозяйственная культура выступает одним из факторов формирования экономической безопасности. В связи с введением санкций против России и ответных контрсанкций импортозамещение должно касаться не только продуктов питания, но и всей сферы сельского хозяйства, в том числе возделывания и переработки льна, а в конечном итоге и изготовления собственной качественной льняной ткани. Поэтому стратегическим направлением является совершенствование воспроизводственного процесса в льняном комплексе России. Однако низкий технический и технологический уровень производства не обеспечивает загрузку перерабатывающей отрасли качественным сырьем.
Негативным фактором стало введение предприятиями легкой про- мышленности толлинговых схем – ввоз импортного сырья на территорию России и вывоз готовой продукции, не облагаемой пошлиной [1]. Мотивом переработчика служило желание загрузить простаивающие производственные мощности, и при этом у него отмечалась нехватка оборотных средств для самостоятельного приобретения сырья.
Земельный потенциал развития льняного подкомплекса Тверской области
Тверская область расположена в северо-западной части России и входит ЦФО (Центральный федеральный округ России). Территориально Тверская область делится на четыре природно-экономические зоны, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Природно-экономические зоны, входящие в состав Тверской области
Таблица 1
По данным государственной службы статистики, площадь земельного фонда Тверской области на 1 января 2016 г. составляет 8420,1 тыс. га и включает в себя земли поселений и сельскохозяйственного назначения, представленные в табл. 2.
Сельскохозяйственные угодья в зависимости от зоны имеют разный процент от общей площади природно-экономических зон Тверской области. Так, северо-западная – 20,5 %; центральная – 38,7 %; северо-восточная – 54,3 % и высокой распаханностью 58,8 %; юго-западная – 43,2 %.
Сельское хозяйство Тверской области в области растениеводства представлено обильным возделыванием зерновых культур, льна, картофеля (табл. 3).
Таблица 2
Распределение земельного фонда Тверской области по природно-экономическим зонам на 1 января 2016 г.
Таблица 2
Таблица 3
Интенсивность сельского хозяйства Тверской области за 2000–2015 гг.
Таблица 3
Рассмотрим состояние льняного подкомплекса Тверской области на сегодняшний день.
Льняной комплекс динамично функционирует во всех отношениях производства льняного волокна. По мнению Г.Х. Батова, Л.М. Джугкаева и Д.А. Тамбиева, процесс производства одновременно является и процессом воспроизводства. Экономические взаимосвязи присущи каждому процессу воспроизводства и одновременно имеют относительную самостоятельность.
Таким образом, производственные отношения происходят за счет развития производственных сил и процесса воспроизводства с согласования экономических интересов.
Так, П.Ф. Сутыгин [5] в своих исследованиях раскрывает положения о развитии льняного комплекса в России в конкурентной среде. Среди основных положений числятся технологические аспекты устойчивого развития АПК и льняного подкомплекса в целом. Обосновывая высокий уровень энерго-, материало- и трудозатрат в связи с высоким износом (порядка 70 %) машин и оборудования, в связи с чем получаем очень низкое качество продукции. При высокой нагрузке на льнокомбайн невозможно убрать посевы льна в оптимальные сроки, даже если этот комбайн построен по современным технологиям.
Следовательно, несмотря на уже не единожды озвученные проблемы в области сельского хозяйства (отсутствие рынка сбыта, высокой конкуренции, износ и нехватка льносеющей и льноуборочной техники), вопрос нехватки молодых высококвалифицированных кадров остается открытым (рис. 1).

Рис. 1. Схема воспроизводственного процесса в сельскохозяйственных организациях льняного подкомплекса
Сегодня рынок труда в сельском хозяйстве становится все менее привлекательным для работоспособного населения и для молодежи в частности. Отток работников из льняного комплекса обусловлен сокращением производства продукции, вызванной диспаритетом цен на льнотресту, а также низкой оплатой труда. От отсутствия необходимого количества рук сокращаются площади сельхозугодий, которые со временем становятся непригодными для посева сельскохозяйственных культур [4].
Анализ демографической ситуации по Тверской области
Воспроизводство населения, определяемое рождаемостью и смертностью, является основной составляющей демографического процесса. Демографический фактор тесно взаимосвязан с будущим увеличением показателя трудовых ресурсов.
Демографический кризис последней четверти века может существенно пошатнуть экономику страны. На начало 2016 г. численность постоянного населения РФ, по оценке с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи, составила 146,544 млн человек и уменьшилась за 25 лет на 162 903 человека, или на 1,1 %.
Проблема депопуляции не обошла стороной и Тверской регион. Демографический спад населения является одной из важнейших проблем Тверской области.
Начиная с 1990-х гг. кривая воспроизводства населения поползла в низ, и уровни рождаемости и смертности сравнялись. Согласно данным статистики, уровень населения в регионе неизменно снижается.
По состоянию на 2016 г. в целом по Тверской области по сравнению с 1990 г. численность населения сократилась на 361 тыс. человек, или на 27,6 %, а по сравнению с 1959 г. (в этот год проводилась первая послевоенная перепись населения) – на 500 тыс. человек, или на 38 % (рис. 2).

Рис. 2. Численность населения Тверской области за 1989–2016 гг., тыс. чел.
Демографический спад населения области очевиден, так как динамика численности населения характеризуется высокой естественной убылью, которая в свою очередь вызвана высокой смертностью населения Тверской области.
Интенсивность сокращения населения в последнее десятилетие ХХ века и первые годы XXI века достигла наиболее высоких темпов. Согласно данным статистики, ежегодное сокращение численности населения за период с 1959 по 1969 г. составило в среднем 8 тыс. чел., за период с 1989 по 2000 г. уже 12 тыс. чел., с 2001 по 2011 г. – около 17 тыс. чел., а с 2011 по январь 2016 г. – около 9 тыс. чел. Главная причина создавшейся ситуации заключается в увеличении показателя естественной убыли. Так, за первые 15 лет XXI века сокращение численности населения составило 239 тыс. человек.
Снижение численности населения является следствием сокращения уровня рождаемости при высоком уровне смертности (рис. 3).

Рис. 3. Число родившихся и число умерших всего по Тверской области за 1990–2015 гг.
По данным за 2010 г., уровень рождаемости по сравнению с 1999 г. увеличился на 3,6 тыс. человек, или на 31 %, а это период, как показывает статистика, самой низкой рождаемости по Тверской области за последние 30 лет. По сравнению с 1987 г. пик рождаемости 1980-х гг., увеличился на 5 %. Несмотря на рост рождаемости в первые годы XXI в., за последние 50 лет (по состоянию на 1959 г.) рождаемость сократилась на 54 %.
В целом по области рождаемость за 2015 г. достигла показателя 14 780 ребенка, что показывает снижение на 0,5 % по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Сокращение рождаемости в 1990-е гг. привело к наступлению в данный момент периода длительной депопуляции, именно в эти года была самая низкая рождаемость в истории Тверского края, да и страны в целом. Согласно данным, в середине ВОВ (1943 г.), коэффициент рождаемости в Тверском регионе составлял 7,4, столько же было в 1996 г., а в 1997 и 1999 гг. – 7,3. Суммарный коэффициент рождаемости в Тверской области на данный момент равен 1,4, а для замещения поколений необходимо, чтобы он был более 2,0.
Снижение демографического показателя и увеличение естественной убыли населения влечет за собой снижение общей численности населения. В свою очередь, снижение численности населения влечет в будущем снижение экономически активного населения, т.е. снижение количества трудовых ресурсов. Таким образом, снижение уровня активного населения подталкивает работодателя к предложению более выгодных условий работнику с целью привлечения последнего для работы на своем производстве. Следует отметить, что работодатель должен будет не просто привлечь работника, но и удержать его на производстве, после того как служащий наберется опыта.
Таким образом, на репродуктивные планы населения оказывают и такие факторы, как невысокая заработная плата, задержки по ее выплате, отсутствие собственного жилья и возможности его приобретения. Жизненный уровень населения после его резкого снижения в 1990-е гг., с начала XXI века немного улучшился, но материальное положение населения все равно оставляет желать лучшего.
Решение проблемы кадров в сельском хозяйстве
В АПК остро встает проблема кадрового голода. И такая ситуация сложилась во всех регионах страны. В настоящее время в сельском хозяйстве занято около 7 % трудоспособного населения [2] (рис. 4).
77.jpg
Рис. 4. Динамика занятости населения в сельском хозяйстве России за 2005–2015 гг.
Демографическая яма, в которую попала не только Тверская область, но и вся страна в период 1995–2001 гг., значительно повлияла на ситуацию, сложившуюся сегодня, – нехватка кадров в сельском хозяйстве. Дальнейшее повышение эффективности льноводческого подкомплекса может быть достигнуто только путем рациональной организации труда, создания комфортных условий для проживания и проведения досуга для работников, совершенствования системы материальной заинтересованности трудовых ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитисельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Общий объем финансирования согласно паспорту федеральной целевой программы составит 252 589,6 млн руб. (табл. 4).
Одной из основных целей программы является ввод и приобретение 2457,7 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов.
Таблица 4
Источники финансирования федеральной целевой программы, млн руб.

Согласно отчету о реализации государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области на 2013–2018 годы» за 2015 г. было освоено 1 764 921,36 тыс. руб. (запланировано 1 967 953,6 тыс. руб.), в том числе 353 679,95 тыс. руб. – средства областного бюджета Тверской области, 1 411 241,41 тыс. руб. – средства федерального бюджета (запланировано: средства областного бюджета Тверской области – 378 339,7 тыс. руб., средства
федерального бюджета – 1 589 613,9 тыс. руб.). Введено в действие 1493,5 кв. м жилья для молодых семей и молодых специалистов.
Молодым специалистам, а таковых за I квартал 2016 г. 103 человека (за 2015 г. – 37 человек), трудоустроившимся на сельскохозяйственных предприятиях Тверской области, установлены денежные ежеквартальные выплаты, выплачиваемые в течение трех лет со дня заключения первого трудового договора с сельхозорганизацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в размере 30 тыс. руб. специалисту с высшим образованием и 24 тыс. руб. специалисту со средним профессиональным образованием. Кроме того, молодым специалистам предоставляется единовременная денежная выплата по годам: по окончании первого, второго и третьего года работы – 5 тыс., 10 тыс. и 20 тыс. руб. соответственно. Кроме предусмотренных денежных выплат, молодым специалистам также предоставляются субсидии на жилье в размере 70 % от стоимости жилья. Однако это действует только в том случае, если доля собственных (заемных) средств, привлекаемых гражданами, изъявившими желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, должна составлять не менее 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья [5].
Согласно распоряжению правительства Тверской области от 24.03.2015 № 179-рп, за 2015 г. для расчета стоимости 1 кв. метра жилья в сельской местности для молодого специалиста установлены следующие ценовые показатели: на строительство – 26 132,2 руб/м2; на приобретение – 27 575,7 руб/м2.
В соответствии с постановлением правительства Тверской области от 05.04.2012 № 139-пп «Об утверждении порядка определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Тверской области» Министерство экономического развития Тверской области рассчитывает ежегодно среднюю рыночною стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по каждому муниципальному району и городскому округу:

где РСi – средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья; Ц1 и Ц2 – средняя стоимость 1 кв. м общей площади жилья на первичном и вторичном рынке Тверской области по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области в I квартале текущего года;
Kст – коэффициент роста стоимости 1 кв. м общей площади жилья. Данный коэффициент должен соответствовать среднему значению темпов роста стоимости 1 кв. м общей площади жилья всех характеристик как на первичном, так и на вторичном рынках за год, предшествующий текущему году. В том случае, если темпы роста стоимости 1 кв. м общей площади жилья за год, предшествующий текущему году, составляют менее 100 %, применяется коэффициент роста стоимости 1 кв. м общей площади жилья, равный 1;
Ki – коэффициент, отражающий дифференциацию стоимости 1 кв. м общей площади жилья по i-му муниципальному району и городскому округу Тверской области.
Согласно программе работник, подпадающий под категорию молодого специалиста, может рассчитывать на социальную норму общей площади жилья, с учетом которой определяется размер субсидии, на одного члена семьи – 33 кв. м, на семью из двух человек – 42 кв. м, более – из расчета 18 кв. м на каждого члена семьи. 
Следовательно, проанализировав вышеуказанные показатели, можно рассчитать примерную стоимость жилья для молодого специалиста (табл. 5).
Таблица 5
Расчет стоимости приобретаемого жилья для молодого специалиста в сельской местности Тверской области, руб.

Исходя из расчетов, мы видим, что потребность в собственных средствах, необходимых молодому специалисту, составляет внушительную сумму для вчерашнего студента. А хочется же еще, чтобы жилье было комфортным (вода, газ, канализация и т.п.), располагалось в шаговой доступности от работы (детского сада, школы и т.п.), рядом с культурными объектами (кинотеатр, развлекательный центр и т.п.).
Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства по Тверской области за I квартал 2016 г. (согласно данным статистики) составила 16 299 руб. Стоимость потребительской корзины в Тверской области за I квартал 2016 г. на душу населения – 9098,27 руб. Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождаются государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
К пособиям, которые не подлежат налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам. Таким образом, выплаты молодым специалистам не относятся к компенсациям возмещения потерь от доходов налогоплательщика и облагаются НДФЛ. Следовательно, можно рассчитать доход молодого специалиста в среднем за месяц (табл. 6).
Таблица 6
Расчет среднемесячного дохода для молодого специалиста в сельской местности Тверской области, руб.

Анализируя рассчитанные выше показатели среднемесячного дохода в сельской местности Тверской области, видим, что сумма, остающаяся в распоряжении молодого специалиста, с одной стороны, является достаточно приемлемой, а с другой – учитывая, что необходимо обустроить жилье (мебель и прочая утварь), при необходимости обзавестись транспортным средством (из-за удаленности рабочего места) и т.п. оказывается не такой уж и большой. А если предположить, что молодой специалист взял недостающую сумму денежных средств в банке (что вряд ли возможно без определенно отработанного времени – 6 месяцев и наличия положительной кредитной истории), то с рассчитанной выше суммы заработной платы большую часть придется вернуть кредитному учреждению.
Таким образом, отсутствие необходимых средств, некомфортные условия проживания, отсутствие развитой инфраструктуры отпугивает молодые кадры от работы в сельской местности. По- мочь в решении данной проблемы могут начинающие набирать силу и расширять свое производство льнопредприятия, развитие, которых в свою очередь также поддерживает государство посредством реализации программы по поддержке развития сельского хозяйства области «О государственной программе Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013–2018 годы». Развитым предприятиям льняного комплекса под силу взять на себя отсутствующие у молодого специалиста денежные средства (30 %), решив, таким образом, вопрос с жильем и необходимыми кадрами. Льнопредприятию, взяв на себя обязательство по уплате займа за молодого специалиста, необходимо заключить с последним договор долгосрочного характера (более пяти лет). Руководству льнопредприятия и молодому специалисту следует совместно определить размер и сроки возврата займа.
Таким образом, разрешатся проблемы обеих сторон: молодой специалист сможет приобрести жилье и возвращать долг пред- приятию постепенно (без ущерба для ведения достойного образа жизни), а льнопредприятие приобретает работника на долгосрочной основе до полного возврата денежного займа. Следовательно, разработав и утвердив программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», Правительство России привело в действие механизм возрождения села – процесс хоть и долгий, но действенный.
Библиографический список
1. Боткин О.И., Сутыгин П.Ф. Концептуальные аспекты управления льняным комплексом // Экономика региона. – 2010. – № 2. – С. 154–159.
2. Макунина И.В., Миронцева А.В. Кадровый вопрос на селе: каковы пути выхода из кризиса? // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 43. – С. 47–53.
3. Макунина И.В., Миронцева А.В. Продовольственный импорт – PERSONA NON GRATA. Анализ импортозамещения и ценовой политики в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 4. – С. 80–87.
4. Поздняков Б.А., Федорова Т.Н. Льняной подкомплекс России: факторы деградации, перспективы развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 254–263.
5. Сутыгин П.Ф. Кластерный подход к устойчивому развитию льняного комплекса (в условиях Удмуртии) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2011. – № 2. – С. 43–46.
References
1. Botkin O.I., Sutygin P.F. Conceptual aspects of the management flax industry // The economy of the region. – 2010. – № 2. – Pp. 154–159.
2. Makunina I.V., Mirontseva А.V. Personnel issue in rural areas: what are the ways out of the crisis? // National interests priorities and safety. – 2013. – № 43. – Pp. 47–53.
3. Makunina I.V., Mirontseva А.V. Food imports – PERSONA NON GRATA. Analysis of import substitution and the pricing policy in Russia // National interests: priorities and security. – 2016. – № 4. – Pp. 80–87.
4. Pozdnyakov B.А., Fedorova T.N. Flax subcomplex Russia: degradation factors, prospects // Vestnik of the Tver State University. Series: EconomicsandManagement. – 2014. – № 1. – Pp. 254–263.
5. Sutygin P.F. The cluster approach to the sustainable development of flax complex (in terms of Udmurtia) // Economics of agricultural and processing enterprises. – 2011. – № 2. – Pp. 43–46.