Влияние личностных характеристик на формирование лидера

Журнал: «Медсестра», №8, 2018г.

614.2

Influence of personal characteristics on formation leader

Knyazeva G. P.

Karasyova L. A.

По данным отечественных социологических исследований личности медицинской сестры-организатора, из имеющихся личностно-характерологических качеств отмечены: неуверенность в своих силах, склонность к аффективным реакциям, ситуативная тревожность, излишняя агрессия и конфликтность как следствие заниженного уровня самооценки и затруднения в построении контактов с людьми.

Таким образом, в личностном портрете руководителя сестринского дела наряду с высокими профессиональными амбициями и исполнительской дисциплиной имеют место заниженный уровень самооценки, нестабильная личная эмоциональная устойчивость, слабое знание основ коммуникации.

В связи с этим возникает актуальное направление для проведения исследовательской работы, связанной с развитием лидерских качеств медицинской сестры-руководителя.

В исследовании принимали участие студенты-бакалавры направления подготовки «Сестринское дело» 1–4-го курсов Института сестринского образования Самарского государственного медицинского университета (30 человек), старшие медицинские сестры отделений государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая больница им. В. Д. Середавина» (20 человек).

Респонденты были распределены на 8 совокупностей, различающихся по возрасту и роду деятельности.

Студенты-бакалавры были разделены на совокупности по курсам обучения. Причем ни в одну из совокупностей не включались лица, занимающие руководящие должности. Средний возраст каждой совокупности представлен на рисунке 1.

Лидеры сестринского дела — старшие медицинские сестры — нами были разделены в совокупности с четким возрастанием по стадиям профессионального самоопределения [10], средний возраст каждой группы представлен на рисунке 2.

Для изучения динамики развития личностных качеств лидеров сестринского дела важно обозначить стаж работы в должности руководителя (рис. 3).

Средний стаж работы специалистов в должности старшей медицинской сестры составил: в 1-й группе, где протекает профессиональная адаптация с самоопределением в отдельных трудовых функциях руководителя, — 2 года; во 2-й группе, где идет первичная профессионализация в качестве самоопределения в целом на трудовом посту, — 5 лет; в 3-й группе вторичной профессионализации, где сестра-руководитель уверенно определяется в профессии, — 12 лет; в 4-й группе профессионалов-мастеров, где состоялось самоопределение в профессиональной культуре, — 17 лет.

Изменение личностных характеристик происходит на всех этапах профессионального самоопределения. В результате обработки тест-опросников мы составили обобщенные портреты личностных характеристик совокупностей респондентов в биполярных проявлениях.

Обобщенные данные диагностики личностных качеств студентов 1-го курса представлены следующими результатами:

— яркое проявление у студентов 1-го курса таких коммуникативных свойств, как доминантность, смелость и доверчивость (8–9 баллов);

— недостаточность самостоятельности (3 балла);

— минимально отрицательное проявление дипломатичности (5 баллов) и начальное положительное проявление восприимчивости к новому (6 баллов);

— средние показатели интеллекта и практичности (7 баллов);

— начальные проявления восприимчивости к новому (6 баллов);

— средняя (7–8 баллов) эмоциональная стабильность, сдержанность, мягкость характера, смелость;

— самоконтроль находится в начальном положительном значении.

Обобщенный портрет личностных качеств студентов 2-го курса представлен следующими результатами:

— среднеположительно выражены дипломатичность и самостоятельность (по 7 баллов);

— не выражены такие качества, как смелость и доверчивость — они остались в минимальном отрицательном проявлении как робость и подозрительность (по 5 баллов);

— в начальном положительном проявлении находятся общительность и доминантность (6 баллов);

— среднее положительное значение у свойства «дипломатичность» (7 баллов);

— интеллект имеет минимальное проявление ограничения (5 баллов);

— практичность и восприимчивость к новому находятся в начальном положительном проявлении (6 баллов);

— в эмоциональном плане студенты 2-го курса нестабильны, проявление смелости и сдержанности на пограничном состоянии между отрицательным и положительным полем (5 баллов) с отсутствием тревожности, которая близится к проявлениям безмятежности (6 баллов);

— средневыраженный положительный самоконтроль (7 баллов);

— моральная нормативность (5 баллов) может проявляться небрежностью и игнорированием обязанностей.

Обобщенный портрет личностных качеств студентов 3-го курса представлен следующими результатами:

— средние проявления общительности и доминантности (7 баллов);

— высокая самостоятельность (9 баллов);

— минимальное проявление смелости и дипломатичности (6 баллов);

— отрицательное среднее значение подозрительности (4 балла);

— высокая восприимчивость к новому (8 баллов);

— положительные значения интеллекта (7 баллов);

— практичность и дипломатичность (по 6 баллов);

— экспрессивность (9 баллов) с достаточно твердым характером (8 баллов), со средним проявлением смелости (7 баллов) и с минимальными тревожностью и напряженностью (по 5 баллов);

— самоконтроль (8 баллов), моральная нормативность (7 баллов), что соответствует добросовестности, настойчивости и морализму.

Обобщенный портрет личностных качеств студентов 4-го курса представлен следующими результатами:

— высокие положительные проявления общительности, самостоятельности и доверчивости (8 баллов);

— минимальное положительное проявление доминантности и дипломатичности (по 6 баллов);

— среднее положительное проявление смелости (7 баллов);

— средние значения проявления интеллекта и практичности (по 7 баллов);

— проявление восприимчивости к новому (8 баллов);

— проявление дипломатичности (6 баллов);

— эмоциональная стабильность (7 баллов), высокая экспрессивность (9 баллов), отсутствие тревожности (6 баллов) и минимальная напряженность (5 баллов);

— средний уровень самоконтроля (7 баллов) и минимальная моральная нормативность.

Обобщенный портрет личностных характеристик старших медицинских сестер на разных этапах профессионализации:

Обобщенные показатели проявления личностных качеств у респондентов 1-й группы, в которой протекает профессиональная адаптация с самоопределением в отдельных трудовых функциях руководителя:

— максимальный уровень общительности (10 баллов);

— очень высокий уровень доминантности и смелости (9 баллов) при минимальной положительной самостоятельности (6 баллов), выраженной подозрительности (4 балла) и наличия минимальной наивности (5 баллов);

— максимальный уровень интеллекта (10 баллов);

— средний уровень практичности и восприимчивости к новому (7 баллов);

— эмоциональный фон в момент профессиональной адаптации у респондентов представлен ярким проявлением экспрессивности и смелости (9 баллов), средней эмоциональной стабильностью (7 баллов), достаточной твердостью характера (8 баллов) и минимальным уровнем тревожности (5 баллов);

— регуляторные характеристики у молодых специалистов достаточно высоки: самоконтроль (8 баллов), моральная нормативность (8 баллов).

2. Обобщенный портрет личностных характеристик сестер-руководителей на этапе первичной профессионализации, когда идет в целом самоопределение на трудовом посту:

— выравнивание коммуникативности и доминантности, доверчивости, дипломатичности и самостоятельности (по 7 баллов);

— отрицательное минимальное значение в проявлении смелости (5 баллов);

— интеллект и дипломатичность проявляются в средних положительных значениях;

— практичность (6 баллов), консерватизм (5 баллов);

— в минимальных отрицательных значениях робость и сдержанность (5 баллов);

— в минимальных положительных значениях эмоциональная стабильность и твердость характера (6 баллов);

— в средних положительных значениях безмятежность и расслабленность (7 баллов);

— отрицательное минимальное значение импульсивности (5 баллов) и среднее отрицательное значение моральной нормативности (4 балла).

3. Обобщенный портрет личностных характеристик сестер-руководителей на этапе вторичной профессионализации, когда сестра-лидер уверенно определяется в своей профессии руководителя:

— отмечается появление минимальных отрицательных значений подозрительности и робости (5 баллов), что является следствием высокой ответственности за свои высказывания при общении;

— высоко выражена доминантность (9 баллов), которая необходима при занятии руководящей должности;

— интеллектуальные свойства находятся в положительной зоне, интеллект и практичность имеют высокие положительные значения (8 баллов);

— средний уровень расслабленности и регуляторных свойств (по 7 баллов).

4. Обобщенный портрет личностных характеристик сестер-руководителей на этапе мастерства, когда уже состоялось самоопределение в профессиональной культуре:

— выравнивание практически всех личностных характеристик в средних и высоких положительных значениях: коммуникативные характеристики преимущественно имеют по 7 баллов;

— в интеллектуальных характеристиках наблюдается каскадное возрастание консерватизма (5 баллов), дипломатичности (7 баллов), практичности (8 баллов), интеллекта (10 баллов);

— в эмоциональных характеристиках эмоциональная стабильность и экспрессивность проявляются в минимальных положительных значениях (6 баллов), в средних положительных значениях — смелость и твердость характера (7 баллов);

— наблюдаются минимальные отрицательные значения тревожности и напряженности (5 баллов), что объясняется определенным эмоциональным «выгоранием» руководителей со стажем.

Интересной является динамика развития каждой группы факторов на протяжении всех этапов профессионального самоопределения специалистов, начиная с момента обучения профессии, заканчивая уровнем мастерства руководителя (рис. 4).

Анализируя динамику интеллектуальных характеристик, мы отмечаем постепенное возрастание общительности на этапе профессиональной адаптации, где оно безусловно играет определяющую роль в наборе профессиональной информации; далее общительность снижается и приближается к первоначальному уровню на этапе мастерства.

Такая характеристика, как «смелость», в высоком уровне отмечается на этапе начала обучения, что свойственно студенчеству с его бесстрашием; становится выше на этапе профессиональной адаптации, где в отсутствии достаточного профессионального опыта есть попытки завоевания различных лидерских позиций.

Доминантность на протяжении профессионализации проявляется на высоком уровне на трех этапах: на 1-м курсе обучения, на этапе профессиональной адаптации и на этапе вторичной профессионализации.

Проявление доминантности на первом курсе мы связываем с чисто индивидуальными характеристиками лиц, которые выбирают профессию руководителя и при включении в новый коллектив имеют их яркое выражение; повтор пика доминантности на этапе профессиональной адаптации связано с занятием авторитетной должности в новом коллективе, на этапе вторичной профессионализации — с уверенностью определения в профессии.

Такая характеристика, как «доверчивость», отмечена в высоком значении только на первом и последнем курсе обучения, определяя поведение личности перед неизвестностью, на первом курсе перед предстоящим обучением, а на последнем — перед выходом в неизведанный профессиональный мир.

Дипломатичность у наших респондентов стабилизируется в средних положительных значениях только на последних этапах профессионализации. Очевидно, что для воспитания этой личностной характеристики нужна постоянная профессиональная деятельность руководителя.

Положительные значения самостоятельности отмечаются на всех этапах профессионализации, кроме первого курса обучения, где самостоятельность находится в среднем отрицательном поле.

Средние значения самостоятельности мы связываем с оперативным уровнем руководства, над которым есть более высокие уровни, тактический и стратегический.

Динамика интеллектуальных качеств респондентов представлена на рисунке 5.

Практичность имеет высокий положительный уровень на конечных стадиях профессионализации, что связано с накоплением профессиональных знаний и трансформацией их в практическую деятельность. Дипломатичности нашим респондентом явно не достает — данная характеристика не поднимается выше среднего положительного уровня, а на 1-м курсе и этапе профессиональной адаптации имеет минимальное значение, что связано с возрастом и сопряженным возрастанием доминантности в эти периоды. Обращает на себя внимание динамика восприимчивости к новому, которая в высоком положительном значении проявляет себя на последних курсах обучения и далее снижается, занимая позицию, близкую к консервативизму, на этапах первичной профессионализации и профессионального мастерства.

Эмоциональные характеристики в динамике представлены на рисунке 6.

Эмоциональный фон респондентов наиболее подвержен колебаниям в характеристике «смелость», которая на 1-м курсе имеет высокое положительное значение, на втором курсе — резко снижается, затем возрастает до средней положительной оценки и на этапе профессиональной адаптации достигает почти максимальной оценки. Эмоциональная стабильность колеблется только на первых курсах обучения, достигая среднего отрицательного проявления нестабильности, потом резко возрастает на 3-м курсе и в течение последующих этапов профессионализации, постепенно снижается и остается на минимальном положительном уровне в стадии мастерства.

На последних курсах профессионального обучения и этапе профессиональной адаптации высока такая характеристика, как «сдержанность», которая воспитывается в рамках обучения и лишь при длительной профессиональной деятельности руководителя снижается до минимальных положительных значений. Достаточно постоянное свойство личности, такое как «характер», незначительно подвергается колебаниям во времени и остается в среднем положительном поле. Незначительную тревожность можно считать достаточно постоянной характеристикой на протяжении всех этапов профессионализации, только на этапе первичной профессионализации тревожность сменяется безмятежностью, а потом снова нарастает. Напряженность сменяется небольшой расслабленностью на этапах профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и возвращается на этапе мастерства как следствие эмоционального выгорания.

Регуляторные характеристики в динамике представлены на рисунке 7.

Такая важная характеристика для лидера, как «самоконтроль», не достигает своего максимума ни на одном этапе профессионального развития. Наибольшее ее выражение отмечается на 3-м курсе и на этапе профессиональной адаптации (8 баллов). Функции самоконтроля и моральной нормативности устанавливаются на среднем положительном уровне на последних этапах профессионализации (7 баллов).

В результате сравнительного анализа динамики развития личностных характеристик лидера сестринского дела мы выделили качества, которые, на наш взгляд, требуют корректировки и развития на различных этапах профессионализации.

В группе коммуникативных характеристик наиболее низкие показатели в развитии самостоятельности. Согласно ключу теста, наши респонденты несамостоятельны, но достаточно последовательны, нуждаются в групповой поддержке, принимают решения вместе с другими, следуют за общественным мнением, ориентируясь на социальное одобрение, безынициативны. Смелость и решительность наших респондентов также оставляют желать лучшего, в этом плане тестируемые нерешительны, не уверены в своих силах, сдержанны, строго придерживаются правил, но быстро реагируют на опасность, имеют повышенную чувствительность к угрозе и достаточно деликатны.

В группе интеллектуальных характеристик нашим студентам и старшим медицинским сестрам не достает дипломатичности: они прямолинейные, откровенные и естественные, иногда бестактные в обращении, довольствуются имеющимся. Наши респонденты преимущественно консервативны, имеют установившиеся взгляды и идеи, принимают только испытанное временем, с сомнением относятся к новым идеям, терпимы к традиционным трудностям, склонны к морализации и нравоучениям.

В эмоциональном плане наши респонденты достаточно тревожны. Согласно ключу теста, у них остро развито чувство вины, они полны тревог и предчувствий, нередко занимаются самобичеванием, не уверены в себе, достаточно ранимы, но у них сильно развито чувство долга, чувствительны к реакциям окружающих, суетливы.

В регуляторных характеристиках самоконтроль не достигает выше среднего уровня, что для руководителя недостаточно.

Наши тестируемые следуют своим побуждениям, невнимательны и неделикатны, недисциплинированны, у них имеется внутренняя конфликтность представлений о себе.

Таким образом,

— для развития лидерских качеств личности, на этапе обучения студентов следует, начиная с первого курса, проводить диагностику личностных характеристик с целью составления программы корректировки проблемных зон развития личностных характеристик;

— для развития таких характеристик, как «самостоятельность» и «самоконтроль», необходимо использовать современные образовательные технологии: элементы дистанционного обучения, различные варианты самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы;

— развитие таких качеств, как «смелость» и «решительность», возможно посредством широкой практики публичных выступлений и распределения ответственных функций внутри студенческой группы: ответственный за исполнение научных проектов, за внеаудиторную работу, за внешний вид и пр.