Технические меры безопасности при проектировании и строительстве двускатных крыш

Журнал: «Строительство: новые технологии - новое оборудование», №10, 2017г.

Крыша является конструктивной частью дома, выполняющей ряд наиважнейших функций. Она защищает от атмосферных осадков, ветровых нагрузок, отводит осадки, обеспечивает изоляцию и вносит солидный вклад в формирование собственного архитектурного стиля строения.

Двускатная крыша (рис. 1) – это крыша, имеющая 2 наклонные поверхности (скаты) прямоугольной формы. Каркас двускатной крыши в силу конструктивных особенностей идеально сочетает в себе простоту устройства и обслуживания с надежностью и долговечностью. Эти и многие другие параметры делают строительство двускатной крыши практичным и рациональным решением для частного и коммерческого домостроения.

Рис. 1. Схема двускатной крыши

Техническое обслуживание и ремонт двускатных крыш – обязательный элемент в процессе эксплуатации здания. По крышам проходят различные виды коммуникаций (линии электропередач, линии связи и др.). Как правило, на крышах устанавливают телевизионные и спутниковые антенны. Работы на двускатной крыше всегда сопряжены с опасностью падения с высоты, так как крыша имеет наклон и существует риск с нее сорваться.

По данным Росстата, в отрасли «Строительство» [1, 2] число несчастных случаев на производстве за 2016 год составило более 3000. Более одной четвертой части от общего количества несчастных случаев – это несчастные случаи, связанные с падением с высоты. Такая статистика несчастных случаев при падении с высоты достаточно стабильна из года в год. Падение с крыши входит в статистику и других отраслей народного хозяйства Российской Федерации: работы, выполняемые на крышах при ремонте и техническом обслуживании линий связи, – в статистику отрасли «Связь»; работы, выполняемые при ремонте и техническом обслуживании линий электропередач, – в статистику отрасли «Электроэнергетика». Падение с высоты в статистике отрасли «Связь» и «Электроэнергетика» составляет более 15 % от всех несчастных случаев [3, 4].

Правила по охране труда в строительстве [5] обязывают при выполнении кровельных работ по устройству скатных крыш предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных производственных факторов, связанных с характером выполняемой работы. К таким работам относятся:

1) нахождение рабочего места у перепада по высоте 1,8 м и более на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений менее 1,1 м;

2) работы на крыше с уклоном более 12°, а также с покрытием крыши, не рассчитанным на нагрузки от веса работающих.

При выполнении работ на крыше с уклоном более 12° должны применяться соответствующие системы обеспечения безопасности работ на высоте, либо работы должны производиться со строительных лесов. Места закрепления средств обеспечения безопасности работ на высоте должны быть указаны в плане производства работ. Допускается кровельные работы на скатных крышах проводить с применением строительных лесов (в том числе – подвесных), фасадных или автомобильных подъемников. При выполнении кровельных работ законодатель запрещает использовать приставные лестницы.

В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте [6] работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов, по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений, либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м, необходимо осуществлять с применением систем обеспечения безопасности работ на высоте.

Система обеспечения безопасности работ на высоте состоит из:

а) анкерного устройства;

б) привязи (страховочной и для позиционирования);

в) соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии).

Действующие документы по устройству крыш и кровель также предусматривают наличие систем обеспечения безопасности работ на высоте. А именно:

1. ДействующийСП 17.13330.2011 «Кровли»:

п. 4.8 «Высоту ограждений кровли предусматривают в соответствии с требованиями ГОСТ 25772,СП 54.13330, СП 56.13330 и СП 118.13330. При проектировании кровель необходимо также предусматривать другие специальные элементы безопасности, к которым относятся крюки для навешивания лестниц, элементы для крепления страховочных тросов, ступени, подножки, стационарные лестницы и ходовые трапы, эвакуационные платформы и др., а также элементы молниезащиты зданий».

В данном случае указаны общие требования к наличию систем безопасности.

2. СТО НОСТРОЙ 2.13.81-2012 «Крыши и кровли»

– Приложение А., п. А. 8 «На крыше должна быть предусмотрена система активной и (или) пассивной безопасности».

– Приложение В, п. В. 3 «Раздел проекта «Ограждающие кровельные конструкции и узлы кровли» должен содержать сведения… о технических решениях в области систем безопасности и обслуживания кровли».

– Приложение Е «Системы активной и пассивной безопасности крыш» содержит рекомендации по устройству системы безопасности».

3. СП 31-116-2006. «Проектирование и уст-ройство кровель из листовой меди»

– на крышах зданий высотой 10 м и более при уклоне крыши, превышающем 18 %, должно быть предусмотрено ограждение в виде металлической решетки;

– при производстве работ на крыше с уклоном более 30 %, а также в случае работы на свесах крыши при отсутствии ограждений рабочие должны работать с предохранительными поясами и страховочными веревками, прикрепленными к надежно закрепленным элементам крыши.

Таким образом, в действующей нормативной документации по охране труда и по устройству крыш имеются требования к наличию систем обеспечения безопасности на крышах, но эти требования носят общий характер. Конкретные требования безопасности должны быть определены при разработке проекта здания (крыши). Это обусловлено тем, что скатные крыши имеют различную конфигурацию с разным расположением инженерных систем, и в каждом случае решение приходится принимать индивидуально. Но на практике проектные решения в области обеспечения безопасности работ на высоте осуществить бывает весьма затруднительно.

Подъем работника при помощи строительных лесов или подъемника (вышки) – наиболее простой и безопасный способ подъема. Однако, с технической и экономической точки зрения при строительстве, ремонте или других видах работ на крыше, он не всегда осуществим. Здесь бывают следующие технические сложности: невозможность подхода к крыше из-за зеленых насаждений, малых архитектурных форм и так далее; при проведении работ вблизи конька крыши невозможно соорудить строительные леса и подойти подъемнику с люлькой. Экономические сложности – значительные финансовые затраты на приобретение и эксплуатацию подъемника или строительных лесов. Если взять обслуживание линий связи и линий электропередач, то использование подъемника или строительных лесов вообще нецелесообразно с экономической точки зрения, так как трудовые затраты на ремонт (прокладку) линии связи или линии электропередач будут значительно меньше по сравнению с трудовыми и финансовыми затратами на сооружение строительных лесов или (аренду) эксплуатацию автоподъемника.

Поэтому работа на крыше без применения строительных лесов и подъемника – самый простой и экономически малозатратный способ. Работа на крыше без применения средств механизации требует обеспечения применения описанной выше системы обеспечения безопасности работ на высоте. Один из элементов страховочной системы – это анкерное устройство. Для использования страховочных систем необходимо на верхней части крыши (относительно места проведения работ) иметь анкерную точку или анкерную линию, за которую она будет закрепляться. Анкерные линии могут быть жесткие или гибкие, стационарные или переносные.

Действующее законодательство предусматривает разработку до начала производства работ организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности работ на высоте. В данном случае требуется разработка плана производства работ, где должны быть предусмотрены места крепления страховочных систем на крыше.

На крышах, не имеющих специальных анкерных точек, местом крепления страховочных систем могут быть дымовые трубы, другие конструктивные элементы на крыше. Насколько эти элементы соответствуют требованиямк анкерным устройствам, ответственное лицо за безопасное производство работ может только судить на основании своей субъективной оценки, которая не всегда может быть правильной. Субъективность выбора мест крепления страховочных систем и оценка прочности выбранных конструктивных элементов является слабым звеном плана производства работ.

На части крыш зданий отсутствуют конструктивные элементы, которые соответствовали бы требованиям к анкерным точкам, или имеются конструктивные элементы, но они находятся от места производства работ на значительном удалении. На рис. 2, 3 приведены типовые двускатные крыши, которые имеются в каждом регионе Российской Федерации. Проанализируем, каким образом можно обеспечить безопасность проведения работ, к примеру, на коньке крыши.

Рис. 2. Крыша жилого пятиэтажного дома, г. Тюмень. Ремонт крыши произведен в 2014 году

Выход на крышу предполагается осуществлять через слуховое окно. При выходе на крышу имеется защитное ограждение, но закрепить за него страховочную систему, мы полагаем, нельзя, так как подобное ограждение может не выдержать нормативную нагрузку в 22 кН. На крышах имеются дымовые трубы, но для того, чтобы до них добраться, необходимо часть крыши пройти без страховки, что в данном случае создает риск падения и запрещено действующими правилами по охране труда при работе на высоте. Можно зацепиться за конструкцию внутри самой крыши, потом выйти на крышу и дойти до места производства работ (конька). Данная схема тоже запрещается правилами по охране труда при работе на высоте, так как «фактор падения» будет при этом равен 2 и будет иметь место «фактор маятника». А именно: при срыве (падении) человеку придется сначала скатиться с крыши и при вылете за край крыши лететь на всю длину вытянутого стропа (расстояние от места производства работ до слухового окна). Таким образом, оба рассмотренных варианта не обеспечивают безопасность работ на крышах.

В настоящее время на рынке имеются много переносных устройств по созданию стационарных анкерных точек (линий) на крыше [7]. Эти устройства сертифицированы и довольно дорогостоящие. Помимо финансовых затрат, вступает ряд технических проблем при применении переносных анкерных устройств:

– проблема нарушения целостности кровельного материала при установке и снятии переносного анкерного устройства. После снятия переносного анкерного устройства будет нарушена кровля с возможным ослаблением прочностных свойств;

– при креплении анкерного устройства при помощи установки самонарезных винтов в несущие элементы крыши (стропильная нога или коньковый брус) переносное анкерное устройство может повлиять на несущую способность конструкции крыши;

– проблема крепления анкерного устройства при помощи самонарезных винтов в обрешетку крыши. Доски, используемые при строительстве обрешетки крыши, не предназначены для приложения на них нагрузок в 22 кН. Поэтому в необходимый момент обеспечения удержания падающего человека анкерная точка не выполнит своего предназначения. Априори отыскать через кровельный материал необходимое место крепления (анкерную точку) практически невозможно, а попытка оценки целостности кровельного материала «на ощупь» не может быть достоверной.

Работы по строительству и ремонту двускатных крыш на зданиях из-за относительно небольшого объема работ, как правило, выполняют субъекты малого и среднего предпринимательства. Практика работы предприятий строительной отрасли показывает, что работодатель недостаточно мотивирован выполнять все требования безопасности при производстве работ [8, 9]. Как правило, на малых предприятиях не ведется системной работы в области охраны труда, в организации отсутствует квалифицированный специалист по охране труда и не заключен договор на абонентское обслуживание с организацией и специалистом в области охраны труда. Работа в области обеспечения безопасности на малых предприятиях, как правило, ведется бессистемно, от случая к случаю [8], а составление плана производства работ проводится специалистом с недостаточной квалификацией. Утвержденных типовых планов производства работ для обеспечения безопасности работ на двускатных крышах в настоящее время нет.

Практика Волгоградского центра охраны труда и экологии показывает, что при ремонте и строительстве крыши, как правило, оснащаются защитными ограждениями по периметру. Устройство стационарных анкерных точек или анкерные линии на крыше строители и проектировщики практически не используют.

Законодательство по охране труда в настоящее время обязывает при производстве работ на высоте применять страховочные системы. Но сочетание технических, экономических и организационных проблем при производстве работ на двускатных крышах не всегда приводит в реальных условиях, когда работы на крыше производить приходится, к использованию страховочных систем. Поэтому степень риска падения с высоты остается значительной, что обусловливает высокий тяжелый травматизм по названной причине.

В качестве технического решения, которое поможет решить комплекс вышеуказанных проблем, предлагается при проектировании и строительстве на крыше сразу предусматривать анкерные точки или анкерные линии для крепления страховочных систем при производстве работ. Необходимо на законодательном уровне внести дополнения в отраслевые и межотраслевые требования охраны труда устройство анкерной линии при проектировании двускатных крыш или отдельных анкерных точек для возможности организации гибкой анкерной линии для обеспечения безопасности работ на крыше.

С технической точки зрения анкерное устройство (анкерная линия) не будет сложным элементом крыши. Это может быть несколько точек крепления на выходе на крышу или металлическая анкерная линия, закрепленная в нескольких местах на коньке крыши (рис. 4, 5). При этом себестоимость анкерной линии будет небольшой, а внедрение такого устройства не ляжет тяжелым бременем на себестоимость расходов на строительство и реконструкцию крыш. Внедрение анкерных устройств при строительстве и ремонте крыш позволит обеспечить безопасность работ на высоте в соответствии с действующим законодательством при производстве работ на крышах. Это будут доступные и практичные устройства для всех категорий работающих на крыше, и уйдет проблема нарушения целостности крыши.

Рис. 3. Крыша средней школы № 43 г. Волгограда. Ремонт крыши произведен в 2013 году

Рис. 4. Схема стационарной анкерной линии на двускатной крыше:1 – крыша; 2 – слуховое окно; 3 – лестница; 4 – стационарная анкерная линия

Рис. 5. Страховка на крыше

При внедрении стационарных анкерных линий и точек необходимо будет определяться с внедрением общепринятого знака анкерной точки (линии). Существует ГОСТ Р ЕН 795/А1-2012 ССБТ Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний, а также ГОСТ Р 12.4.026-2001 Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний. Но ни один документ не предусматривает обозначения анкерной точки (линии). Поэтому необходимо продумать вопрос о выработке визуального изображения анкерной точки (линии). Наличие обозначенного анкерного устройства на крыше значительно повысит безопасность работ на высоте и облегчит работу организаторам работ на крышах. На рис. 6 нами предлагается знак анкерной точки на всеобщее обсуждение.

Рис. 6. Макет обозначения знака анкерной точки

Выводы

1. Сочетание технических, экономических и организационных проблем при производстве работ на двускатных крышах приводят к тому, что при производстве работ работникине всегда обеспечены надежной страховкой от падения с высоты.

2. Статистика травматизма работ на высоте свидетельствует, что количество травм при производстве работ на высоте является значительным и любые мероприятия по повышению безопасности работ на высоте являются актуальными.

3. Субъективность выбора мест крепления страховочных систем и оценки прочности выбранных является слабым звеном плана производства строительных и ремонтных работ на крышах.

4. В настоящей статье предложена схема обеспечения безопасности работ на двускатных крышах при помощи организации стационарной анкерной линии на этапе строительства или реконструкции крыш.

5. При внедрении стационарных анкерных линий и точек выявлена проблема отсутствия общепринятого знака анкерной точки (линии). Наличие обозначенного анкерного устройства на крыше облегчит работу организаторам работ на крышах и повысит безопасность работ на высоте.