Структура ассортимента оливкового масла, реализуемого в торговых сетях Московского региона

Журнал: «Товаровед продовольственных товаров», №1, 2019 18:30:00г.

339.132

Assortment structure of olive oil, sold in trading networks of the Мoscow region

The article analyzes the structure of the assortment of olive oil, which is sold in retail chains in Moscow and the Moscow Oblast. It is shown that the main share in the assortment by type of oil is represented by unrefi ned olive oil of the highest quality without additives — «Extra virgin olive oil»; by producing countries it is represented by oil from Italy; by type of consumer packaging and the volume of net oil — by a 500 ml glass container. To provide consumers with high-quality olive oil, there is a need to tighten security controls and detect the adulteration of olive oil when crossing the customs border; to tighten control over the quality of olive oil in commercial organizations; to provide explanations to the average consumer about the characteristics of consumer properties and the quality of diff erent types of olive oil; as well as to develop national or interstate standard for olive oil with a clear regulation of quality indicators, complying with the requirements of international normative documents.

D.V. Krishtafovich, Associate Professor, PhD Candidate in Engineering, Associate Professor, Department of Commodity Science and Customs Examination, Russian Customs Academy

Keywords:olive oil, olive oil assortment, olive oil assortment structure, types

Введение

Оливковое масло является уникальным пищевым продуктом, обладающим высокой пищевой ценностью и, не смотря на его довольно высокую стоимость, пользуется постоянным и устойчивым спросом у населения нашей страны. Так как в России практически отсутствует сырьевая база для его производства, то оливковое масло является почти на 100% импортным товаром (кроме того, что разливается в России) и говорить о его импортозамещении сегодня не представляется возможным. Основными лидерами на мировом рынке по производству оливкового масла являются Испания, Италия и Греция.

При ввозе оливкового масла на территорию России и в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) необходимо правильно классифицировать все его виды согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС). Классификация товаров в таможенных целях является одним из важных инструментов регулирования внешней торговли; от правильности определения кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС зависит размер ввозной (вывозной) таможенной пошлины, подлежащей уплате, а также наличие или отсутствие льгот и преференций, применяемых в отношении товара. Поскольку оливковое масло является достаточно дорогостоящим продуктом, нередки случаи занижения его рыночной и соответственно таможенной стоимости при пересечении таможенной границы. Кроме того, коды ТН ВЭД ЕАЭС непосредственно участвуют в формировании достоверной таможенной статистики [1].

Высокая пищевая ценность оливкового масла обусловлена его уникальным жирно-кислотным составом. Оливковое масло оказывает благоприятное воздействие на физико-химические характеристики липопротеинов плазмы крови, препятствует развитию ожирения и остеопороза, снижает уровень глюкозы в крови. Среди жирных кислот преобладает олеиновая, на ее долю приходится 65–83% от общего количества жирных кислот. Около 12% составляет линолевая кислота, около 13% — пальмитиновая.

По своему влиянию на здоровье человека олеиновая кислота, принадлежащая к семейству ω-9, приравнивается к действию полиненасыщенных жирных кислот.

В нерафинированном оливковом масле присутствуют также фосфолипиды, стерины, токоферолы, каротиноиды, сквален, тритерпеновые соединения и другие природные компоненты маслин. Из-за доминирования в составе триглицеридов оливкового масла мононенасыщенной олеиновой кислоты, пониженного содержания линолевой и незначительного количества триненасыщенной линоленовой, а также благодаря присутствию токоферола, оливковое масло достаточно медленно окисляется, особенно при хранении и темноте в герметично закрытых стеклянных бутылках [2].

Простому потребителю зачастую достаточно сложно разобраться в многообразии реализуемого в магазинах оливкового маслаи понять, за какой продукт он платит деньги. Одним из факторов формирования ассортимента на прилавках конкретного торгового предприятия являются спрос и потребительские предпочтения[3]. Также в нашей стране отсутствуют стандарты (ГОСТы) технических условий на данный вид растительного масла, что еще больше затрудняет его идентификацию и только способствует повышению на прилавках доли фальсифицированной продукции [4].

Действующий сегодня технический регламент Таможенного союза 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию» регламентирует требования к безопасности растительных масел (в том числе оливкового масла), дает основные виды оливкового масла с некоторыми идентификационными признаками, но не регламентирует конкретные требования к качеству данного пищевого продукта.

Результаты исследований и их обсуждение

Был изучен ассортимент и рассчитана структура ассортимента оливкового масла, реализуемого в магазинах (супер- и гипермаркетах) различных торговых сетей Московского региона (Москвы и Московской области). В качестве базы для исследования послужили магазины: «Азбука вкуса», «Атак», «Ашан», «Билла», «Дикси», «Лента», «Магнит», «Метро», «Окей», «Перекрёсток», «Пятерочка», «Реал» и супермаркет «Да». При этом были проведены исследования ассортимента оливкового масла в наиболее крупных магазинах данных торговых сетей.

Было выявлено, что ассортимент оливкового масла значительно зависит от вида магазина и от категории (статуса, дохода и др.) его покупателей. Так торговая сеть «Азбука вкуса» отличается наиболее широким выбором оливкового масла с точки зрения потребителя. Ассортимент данного супермаркета представлен в среднем 39 наименованиями, в то время как на магазин «Магнит», рассчитанный на более «бюджетного» потребителя, приходится всего лишь в среднем около 6 наименований оливкового масла.

Необходимо также отметить, что в магазинах разных категорий оливковое масло значительно отличается по цене.

Установлено, что самым доступным для потребителя магазином является супермаркет «Да» (75% реализуемого оливкового масла представлены в ценовой категории до 500 руб. за литр). Самым же дорогим по стоимости оливкового масла магазином является гипермаркет «Реал», где 58% ассортимента оливкового масла реализуется по цене свыше 1500 руб. за литр.

В исследованных магазинах торговых сетей, по ассортименту которых можно с большой долей вероятности судить об ассортименте оливкового масла всего Московского региона, присутствуют 155 наименований данной продукции. На рисунке 1 представлена структура ассортимента оливкового масла по видам в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию».

Из представленныхна рисунке 1 данных видно, что из 155 наименований 112 представлены нерафинированным оливковым маслом высшего качества «Extravirginoliveoil» (70%), 22 — рафинированным оливковым маслом с добавлением нерафинированных оливковых масел «Оliveoil» (14%), 12 — смесью подсолнечного и оливкового масел (8%), 3 — рафинированным оливковым маслом «Refi nedoliveoil» (2,5%), 3 — маслом оливковым из выжимок рафинированным с добавлением масла оливкового нерафинированного «Olive pomace oil» (2,5%), 2 — маслом оливковым нерафинированным «Virginoliveoil» (2%). Наименьшую долю (1%) в ассортименте занимает масло оливковое из выжимок ра-финированное «Refi nedolive-pomaceoil».

На рисунке 2 представлена структура ассортимента оливкового масла по странам-производителям.Исходя из представленных данных следует, что наибольшую долю в структуре ассортимента занимает оливковое масло, произведённое в Италии (49%); на долю масла из Испании приходится 35%, из Греции — 7%, произведенного (разлитого) в России — 4%, из Чили — 2%. Наименьшую долю в ассортименте занимает оливковое масло, произведенное в Португалии и Словении (по 1%).

На рисунке 3 представлена структура ассортимента оливкового масла по составу продукта. Из представленных данных следует, что из 155 наименований 117 представляют собой чистое оливковое масло без каких-либо добавлений (75%), 26 наименований — оливковое масло с различными добавлениями (17%) (лимон, базилик, перец чили, белый и черный трюфель, розмарин, орегано, чеснок и соус «Песто»), 12 — смесь подсолнечного и оливковых масел (8%).

На рисунке 4 представлена структура ассортимента оливкового масла по материалу потребительской тары.

Исходя из представленных на рисунке 4 данных следует, что из 155 наименований 130 реализуются в стеклянной потребительской таре (84%), 21 — в полимерной (13%) и 4 в металлической (жестяной) (3%).

Стеклянная тара является самым «экологически чистым» и безопасным материалом для розлива оливкового масла. Это объясняет тем, стекло не вступает в реакцию с продуктом и не выделяет вредных веществ. В основном ассортимент оливкового масла реализован в бутылках из затемненного стекла, так как оно не пропускает ультрафиолетовые лучи в отличие от прозрачного стекла. Такая потребительская упаковка позволяет сохранить полезные свойства продукта как можно дольше. Полимерная же потребительская тара, как правило, не предназначена для упаковки нерафинированного оливкового масла высшего качества «Extravirginoliveoil». Такой вид масла сохраняет в себе все полезные свойства оливок и при контакте с полимерным материалом теряет свои вкусовые качества, окисляется и быстро портится.

На рисунке 5 представлена структура ассортимента оливкового масла по объему потребительской упаковки.

Из представленных на рисунке 5 данных следует, что из 155 наименований оливкового масла 75 реализованы в объеме 500 мл (47%), 46 — 250 мл (29%), 19 — 1 л (11%), 6 — 750 мл (4%), по 2 — 810 мл и 1,3 л (по 2% соответственно). Наименьшую долю в ассортименте (по 1%) занимает оливковое масло, реализуемое в потребительской упаковке объемом нетто 100 мл, 200 мл, 375 мл, 2 л и 5 л.

Заключение

Таким образом, представленный ассортимент оливкового масла на прилавках российских торговых предприятий достаточно широк; присутствуют чистое оливковое масло, оливковое масло с различными добавками, а также смеси разных растительных масел с добавлением оливкового. Основная доля в ассортименте по виду масла представлена нерафинированным оливковым маслом выс шего качества без добавок «Extra virgin olive oil»; по странам-производителям — маслом из Италии; по виду потребительской упаковки и объему нетто — масло в стеклянной таре объемом 500 мл.

Для обеспечения потребителей качественным оливковым маслом назрела необходи-мостьужесточения контроля за безопасностью и обнаружением фальсификации оливкового масла при пересечении таможенной границы ЕАЭС; ужесточения контроля за качеством оливкового масла в торговых предприятиях; разъяснения обычному потребителю об особенностях потребительских свойств и качества разных видов оливкового масла; а также разработки национального или межгосударственного стандарта технических условий на оливковое масло с четкой регламентацией показателей качества, гармонизированного с требованиями международных нормативных документов.