Специалисты с высшим сестринским образованием для практического здравоохранения

Журнал: «Медсестра», №10, 2018г.

37.018.5

Specialists with higher nursing education for practical health care

Akifeva I. V.

Lisitsyna Yu. V

Одной из важнейших задач проводимого в Российской Федерации реформирования системы здравоохранения является повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению. Обеспечение системы здравоохранения медицинскими сестрами новой формации – менеджерами по управлению сестринской деятельностью может способствовать успеху преобразований в отрасли здравоохранения. Организация многоступенчатого непрерывного образования медицинских сестер позволяет обеспечить соответствие подготовки специалистов реальным потребностям учреждений здравоохранения благодаря единым требованиям к образовательному процессу [4].

Востребованность в полноценно подготовленных управленческих кадрах значительная, поскольку трудности, с которыми по роду своей деятельности сталкиваются руководители сестринского персонала в сфере современного менеджмента, намного превышают проблемы в других областях.

Профессиональная управленческая подготовка способствует выпускникам факультета высшего сестринского образования (ВСО) стать успешными лидерами профессиональных ассоциаций, открывает новые перспективы и возможности для их профессиональной карьеры. Однако нельзя не отметить, что из-за ряда существующих причин часть выпускников факультета ВСО остаются невостребованными, не могут полностью реализовать свой потенциал.

В настоящее время система здравоохранения страдает от несбалансированности медицинских кадров, низкой эффективности использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что существенно сказывается на качестве медицинской помощи. Потенциал медицинских сестер с высшим сестринским образованием используют не в достаточной мере. Этот факт противоречит принятой в 2001 г. отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации, которая призывает к созданию оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению. Подготовка медицинских сестер с высшим образованием в России позволяет рационально и эффективно использовать их знания и возможности в различных направлениях работы по профилактике и укреплению здоровья населения, в области организации скрининговых, образовательных и исследовательских программ. К методам этой работы можно отнести индивидуальное обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или здоровым образом жизни, использование различных форм обучения. Работа по формированию здорового образа жизни, правильному восприятию изменившегося состояния здоровья пациентов требует принципиально новых подходов и более современной расширенной подготовки специалистов.

Потенциал данной категории медицинских работников велик и продолжает расти, что связано с совершенствованием программ подготовки специалистов в колледжах и открытием более чем в 30 вузах страны факультетов высшего сестринского образования, готовящих специалистов с квалификацией «менеджер». Наличие таких специалистов позволяет перераспределить функции в соответствии с их компетенциями: врачам – заниматься диагностикой и лечением заболеваний, специалистам со средним медицинским образованием – осуществлять уход за пациентами и проводить медикопсихологические мероприятия, а старшим медицинским сестрам - обеспечивать организацию и управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала для наиболее эффективного оказания медицинской помощи [2].

Качественные преобразования в сестринской практике происходят только там, где есть квалифицированные сестринские кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельностью, рационального использования ресурсов и четкой организации работы персонала. Без проведения научных исследований в области сестринского дела невозможно дать обоснованные рекомендации по стратегическим вопросам развития сестринского дела в лечебных учреждениях, улучшению качества оказания сестринской помощи населению, рациональному использованию кадровых ресурсов, внедрению новых технологий в деятельность сестринского персонала. Научные исследования в области сестринского дела – пока еще не обычное, новое и в то же время очень важное направление развития системы здравоохранения страны.

Анализ зарубежного опыта убедительно подтверждает существенные качественные изменения, происходящие в системе оказания медицинской помощи населению, в связи с внедрением в практику лечебных учреждений результатов сестринских исследований (повышение качества оказания сестринской помощи и, как следствие, удовлетворенности пациентов, сокращение сроков пребывания в стационаре, уменьшение числа осложнений). Научный подход в сестринском деле позволяет делать обобщенные выводы по наиболее значительным направлениям деятельности самого многочисленного в здравоохранении сестринского персонала, экстраполировать результаты исследования, полученные на сравнительно небольшой группе людей. Показатель того, насколько точно результаты исследований отражают феномен в большей группе людей, широко используется в оценке качества проведенного исследования. С позиций научного подхода можно оценить достоверность информации, полученной в результате исследования. С 2005 г. в печати появились высказывания о потребности в нормативных показателях нагрузки сестринского персонала для обеспечения качества медицинских услуг. Объективным является факт ежегодного увеличения нагрузки и интенсивности сестринского труда, неблагоприятно сказывающегося не только на здоровье среднего медперсонала, но и на качестве медицинской помощи в целом.

Учет нагрузки профессиональных действий медицинских сестер традиционно осуществляется опосредованно, через врачебную нагрузку. Разработка норматива нагрузки сестер необходима для оптимизации работы среднего медицинского персонала, поскольку завышенные нагрузки не обеспечивают качество медицинских услуг, а заниженные сокращают охват медицинской помощью согласно потребностям и могут оказывать тормозящий эффект на совершенствование технологии медицинских манипуляций.

Основные потери рабочего времени происходят из-за неорганизованности, отсутствия самодисциплины, неумения отделить главное от второстепенного, делегировать части своих полномочий подчиненным, неспособности поддерживать свою работоспособность.

Чтобы добиться высокой производительности труда в медицинской организации, на каждом рабочем месте прежде всего необходимо выявить и устранить факторы, приводящие к непроизводительным потерям времени, вскрыть и реализовать существующие резервы [3].

Привлечение медицинской сестры с высшим сестринским образованием, обладающей психологическими знаниями, владеющей современными теориями лидерства, менеджмента, для глубокого и всестороннего изучения проблем, а также разработки путей их решения способно обеспечить эффективную работу отделений и организации в целом. Основная цель деятельности старшей медицинской сестры - максимально эффективное использование профессионального и личностного потенциала персонала отделения для решения главной задачи медицинского учреждения — обеспечения высокого качества медицинской помощи пациентам.

Функции старшей медицинской сестры осуществляются по четырем направлениям: организационная работа, контроль над качеством оказываемой медицинской помощи, работа с персоналом, методическая работа. В зависимости от места работы и профиля отделения старшие медицинские сестры имеют различную специализацию, которая определяет их должностные обязанности и нюансы работы. В обязанности старшей медицинской сестры входит повышение информированности пациентов о заболевании [2]. Поэтому на базе отделений клиник Самарского государственного медицинского университета работают «Школы для пациентов», которые имеют существенное влияние на лечение и вторичную профилактику любого заболевания. На базе отделения эндокринологии и остеопороза клиник Самарского государственного медицинского университета уже в течение восьми лет работает «Школа для пациентов с остеопорозом» и «Школа для пациентов с сахарным диабетом». Занятия с пациентами проводит старшая медицинская сестра отделения, доступно объясняя о причинах заболевания и факторах, влияющих на его развитие и осложнения, формирование умений и навыков самоконтроля, коррекции основных поведенческих факторов риска остеопороза и переломов. В травматологоортопедическом отделении № 1 проводится «Школа для пациентов по профилактике пролежней». Роль старшей медицинской сестры - обучить родственников правильному уходу за лежачим пациентом в домашних условиях: использованию противопролежневых матрасов, правильномц уходу за кожей, своевременной смене белья и положения пациента, правильному подбору гигиенических средств. Так же в отделении ведется «Школа ранней реабилитации пациентов после эндопротезирования тазобедренного сустава». Старшая медицинская сестра совместно со специалистом по лечебной физкультуре обучает двигательному режиму и лечебной гимнастике, согласно методике, разработанной в травматолого-ортопедическом отделении № 1 клиник Самарского государственного медицинского университета.

Значительная часть рабочего времени старшей медицинской сестры уходит на рациональную организацию и контроль работы среднего и младшего медицинского персонала, обеспечение отделения медикаментами и изделиями медицинского назначения. В целях повышения эффективности работы по учету и отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения в клиниках Самарского государственного медицинского университета используется автоматизированная информационная система «ИМЦ: Учет лекарственных средств бюджетного учреждения».

Формирование электронных заявок, учет и персонифицированный отпуск лекарственных средств и расходного материала делают работу старших медицинских сестер более эффективной.

Для совершенствования своего уровня квалификации старшие медицинские сестры посещают научно-практические конференции. Занимаются научно-просветительной работой, пишут статьи для научных конференций.

На современном этапе развития здравоохранения профессия медицинской сестры является одной из наиболее социально значимых. Однако развитие системы здравоохранения сопровождается рядом негативных тенденций. В частности, весьма неблагоприятный фактор - нарастающий дисбаланс в соотношении работающих врачей и медицинских сестер, нарушение этого соотношения является неблагоприятным признаком. Кроме того, до 50 % времени медицинский персонал затрачивает на работу, которая не связана с оказанием помощи пациентам и даже не требует медицинского образования. Вместе с тем внедрение новых медицинских технологий и методов лечения, бюджетно-страховой медицины, необходимость перехода к научно обоснованной сестринской помощи требуют все большего числа высокообразованных специалистов, ориентирующихся в современной стратегии сестринского дела. Назрела необходимость изменения юридического и профессионального статуса медицинской сестры. Появление в России специалистов с высшим сестринским образованием качественно меняет ситуацию, особенно в перспективе. Такие специалисты подготовлены для руководящих должностей в практическом здравоохранении, так как программа их обучения включает не только обучение специальности сестринского дела, но и экономике, менеджменту, маркетингу, педагогике, психологии управления, правовым вопросам медицинской деятельности.

Подготовка менеджеров сестринского дела осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает в себя изучение общегуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и общепрофессиональных дисциплин.

Дополнительное обучение среднего медицинского персонала на факультете ВСО позволяет повысить качество оказания медицинской помощи в профильных отделениях медицинских учреждений [1].