Слабый пол в мужской профессии. Женщины в архитектуре

Журнал: «Прораб», №11, 2018 18:02:00г.

Сегодня мы расскажем о том, что нередко забывается или остается без должного внимания — о роли женщины в архитектуре. Рассказываем о женщинах, внесших свой вклад в развитие мировой архитектуры. Чтобы совмещать в своих работах человеческие, технические и эстетические аспекты, способствовать улучшению качества жизни людей, а также иметь возможность сделать этот мир лучше — эти, отнюдь не слабые, женщины проложили свою дорогу к славе в жесткой конкуренции с мужчинами.

Заха Хадид (Zaha Hadid)

При жизни её многие считали гением, опередившим время. Она не раз говорила, что быть женщиной-архитектором, да ещё и иностранкой очень сложно. Её уход был внезапен, а творческое наследие — огромно. Архитектурные объекты Захи Хадид построены в 45 странах мира, включая Россию. Она проектировала небоскрёбы и с лёгкостью занималась дизайном обуви, мебели и посуды. Заха Хадид была востребована практически во всех направлениях искусства, а ее технологичные и футуристичные работы — узнаваемые.

Уроженка Багдада, Заха считалась лондонским архитектором и представляла архитектурный авангард. Сначала ее творчество было воспринято в штыки, но волей и талантом ей удалось переломить традицию, изменить представление об архитектурном пространстве, раздвинуть границы профессии и создать новую форму в архитектуре, которая покорила оппонентов и критиков. «Планета на своей собственной орбите» — так называл свою талантливую студентку известный голландский архитектор Рем Колхас, преподаватель Захи в знаменитой AA (Architectural Association School of Architecture), а после и её первый работодатель. Заха начала работать над архитектурными проектами в его бюро Office for Metropolitan Architecture (ОМА), а затем, в 1980 г., открыла собственную студию — Zaha Hadid Architects (ZHA). Заху Хадид вдохновляли плавные формы ландшафта Среднего Востока и красоты пейзажей Ирака, где песок, вода, дома и люди удивительным образом сливаются. Именно поэтому, по словам архитектора, в своем творчестве она пыталась передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Дизайн Захи Хадид выделяется своей искаженной перспективой, нарушенной геометрией; ее здания не стараются вписаться в пространство — они создают свой собственный новый мир.

В 2004 г. впервые женщина-архитектор — Заха Хадид стала лауреатом Притцкеровской премии (The Pritzker Architecture Prize) — самой престижной архитектурной награды в мире, которая вручается с 1979 г. Она создала особую архитектуру, которая ниспровергает законы тектоники, отрицает прямые линии, ломает границы, да и само понятие устойчивости становится предметом ее критического переосмысления. «Люди уверены, что самое подходящее здание — прямоугольник, потому что это оптимальное использование пространства. Но мир не прямоугольный», — говорила Заха. «Важно создавать нечто новое, поскольку архитектура — лицо нынешнего поколения, символ текущего момента. Именно здания создают летопись времени, по ним мы узнаем об истории людей, их образе жизни и нравах». Так считала самая знаменитая женщина-архитектор. Женщина, которая добилась главного счастья и особой роскоши для любого архитектора — свободы самовыражения. 31 марта 2016 г. архитектурный мир понёс огромную потерю. Захи Хадид не стало...

Кармэ Пинос (Carme Pinos)

Сегодня Кармэ Пинос в Испании — личность легендарная. Она преподает студентам Гарварда, Колумбийского университета, Политехнической школы в Лозанне, Академии архитектуры в Мендризио. Свой путь к успеху Кармэ объясняет просто: «У меня только один интерес — делать мою работу хорошо и быть способной продолжать это».

Карьера испанского архитектора Кармэ Пинос началась в бюро, принадлежавшем ей и ее мужу Энрико Мираллесу, также архитектору. Несмотря на совместную работу и проекты, критики и специалисты воспринимали студию супругов исключительно как достижение Мираллеса, на тот момент — восходящей звезды испанской архитектуры, не замечая успехов Кармэ. Ей предстояло сделать выбор: согласиться с незавидной ролью, навязываемой обстоятельствами, признать крушение всего, что составляло смысл ее жизни, или поверить в свой талант и пуститься в новый «одиночный полет». Кармэ выбрала второе.

В 1991 г. Пинос основала собственную компанию Estudio Carme Pinos. За несколько лет Кармэ добилась того, о чем мечтала с начала карьеры: ее перестали воспринимать как тень успешного мужа, а о проектах и постройках наперебой заговорили журналисты и критики. «Архитектура заполняет всю мою жизнь — я получаю от нее все и отдаю ей все», — признается Пинос.

Среди проектов, реализованных Пинос со своей мастерской Estudio Carme Pinоs, — конференц-центр в Сарагосе (Испания, 2014), офисное здание Cube 2 в Гвадалахаре (Мексика, 2014), Павильон Rio Blanco в Гвадалахаре (Мексика, 2013), Urban Intervention Boqueria в Барселоне (Испания, 2016) и др.

Франсина Хубен, Нидерланды

Уроженка Нидерландов и глава проектной фирмы Mecanoo Франсиса Хубен строит по всему миру. Творческий охват — от градостроительных стратегий до дизайна интерьеров. Преподает в родном Дельфте и европейских университетах. На счету у Хубен огромный список всевозможных профессиональных наград и премий, а также пост директора архитектурной биеннале в Роттердаме. А еще вместе с тремя детьми и мужем она живет в доме собственного проектирования.

Успех дался Хубен не сразу. В 1986 г. она со своим первым мужем, впоследствии знаменитым архитектором, открыла офис в Роттердаме и быстро добилась известности. Но наполненная работой и семейными радостями жизнь длилась недолго. Муж ушел, оставив ее с долгами по бизнесу и тремя детьми. В дело ее вернуло чувство ответственности — пожалуй, главная черта ее характера. Неимоверными усилиями она вновь выстроила и запустила, теперь уже самостоятельно, проектную мастерскую. Благодаря архитектуре наладилась и личная жизнь. Пригласив специалиста по «научной оптимизации» работы офиса, она вскоре вышла за него замуж.

«Для меня архитектура не только интеллектуальная игра. Она должна воздействовать на все чувства», — отмечает Франсина. Во всех ее объектах есть три главные составляющие: композиция, контрастность, комплексность. Она считает себя талантливым человеком и понимает, что обязана служить обществу.

Франсина Хубен — автор множества известных реализованных проектов: театр и конгресс-центр «Ла Льотха» в Лериде (Испания, 2010), театр Amphion в Дельфте (Нидерланды, 2010), библиотека Бирмингема (Великобритания, 2013), кафе Taekwang Country Club в Кёнгидо (Южная Корея, 2015), Центр культуры и искусства HOME в Манчестере (Великобритания, 2015), Villa 4.0 Gooi в Хилверсум (Нидерланды, 2011), Дворец правосудия в Кордобе (Испания, 2017), аэропорт Schiphol в Амстердаме (Нидерланды, 2015).

Кадзуйо Сэдзима (Kazuyo Sejima)

Она самая яркая представительница современной японской архитектуры. В своей работе Кадзуйо Сэдзима большое внимание уделяет отношениям здания с его посетителями и, даже будучи первой женщиной-архитек- тором, удостоенной чести возглавлять жюри XII биеннале в Венеции, предложила коллегам поразмышлять на тему «архитектуры, основанной на том, как ее используют люди».

Кадзуйо Сэдзима изучала архитектуру в частном женском университете Нихон Ёши Дайгаку и основала мастерскую в Токио в 1995 г. совместно с Рюэ Нисидзава. SANAA является аббревиатурой названия Sejima and Nishizawa and Associates. Впечатляющие архитектурные проекты, разрабатываемые Сэдзима, сочетают в себе самые современные стилевые решения и чувство свободного пространства. Она является обладателем ряда престижных международных наград в области архитектуры, в том числе Притцкеровской премии за 2010 г. и Премии Рольфа Шока Шведской королевской академии искусств.

Кадзуйо Сэдзима отмечает, что участие в конкурсах и выставках «дает возможность экспериментировать с многочисленными возможностями, которые дает архитектура, а также с огромным количеством возможных подходов. Каждое направление показывает возможность повернуть жизнь в новом ключе».

Архитектурное бюро Кадзуйо SANAA среди прочего авторы филиала Лувра в Лансе (Франция, 2012), а также Музея современного искусства XXI века в Канадзаве (Япония, 2004) — здание представляет собой белый круг с абсолютно прозрачными стеклянными стенами. Другой проект студии — Новый музей современного искусства в Нью-Йорке (США, 2007) — выполнен полностью в белом цвете и выглядит как асимметричное нагромождение кубов. Ещё несколько знаменитых проектов японки: временный павильон галереи Serpentine в одном из лондонских парков (Великобритания, 2009), Корпус River в центре Grace Farms в Нью-Кейнен (США, 2015), Музей Хокусай-Сумида в Токио (Япония, 2016) и Учебный центр Rolex Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария, 2010).