Реставратор из Ставрополья

Журнал: «Прораб», №11, 2018 18:02:00г.

Сергей Алексеевич Кирьянов, отметивший в этом году 70-летний юбилей, из славной плеяды строителей-реставраторов, чьими усилиями восстанавливаются и сохраняются для потомков памятники зодчества в их первозданном виде. А ими богато Ставрополье, считающееся наследником фундаментального архитектурного эпоса, доставшегося нам от предков. Натура неугомонная, деятельная, творческая и новаторская Сергей Алексеевич в крае личность известная благодаря созидательной деятельности созданной им в Пятигорске компании «Стройинвест-КМВ», которую многие специалисты воспринимают как эталон реставрационных работ. В ее реестре отреставрированных памятников — Пушкинская галерея, считающаяся визитной карточкой Железноводска, «Сунитская мечеть» и «Домик С. М. Кирова» во Владикавказе, Краевая библиотека им. М. Ю. Лермонтова, здание полпредства в Пятигорске… Даже в столице оставили свой след ставропольские реставраторы: обновленные Ярославский, Белорусский, Курский и Киевский железнодорожные вокзалы Москвы — это дело рук пятигорских мастеров.

— Сергей Алексеевич, когда вы пришли в строительство?

— В строительной отрасли я уже более сорока лет. До перестройки работал на разных руководящих должностях, а в 1988 году открыл свой производственный кооператив «Квадрат». Мне удалось собрать замечательную команду и увлечь ее интересным делом, которым тогда еще никто не занимался. Пятигорск, где мы вошли в строительный бизнес, очень старый город. Там много памятников архитектуры. Чтобы участвовать в тендере на их реставрацию, необходимо получить лицензии на реставрационные работы. Нам удалось достичь своей цели, и все у нас получилось.

— Каким был первый объект реставрации?

— Здание краевого суда, которому более ста лет. Раньше это был один из корпусов санатория имени Лермонтова, имеющего статус памятника архитектуры союзного значения.

— В чем особенность строительно-реставрационных работ и как нарабатывались опыт и мастерство?

— Естественно, реставраторами не рождаются. Мастера-строители — каменщики, штукатуры, кровельщики, паркетчики и многие другие специалисты — в процессе постоянного обучения и многолетнего опыта приобретают необходимые навыки и становятся профессиональными реставраторами каждый в своей области. В старинных зданиях присутствует множество архитектурных элементов — колонны, башенки, балконы, эркеры… Их украшают балясины, лепнина и даже скульптура. Есть масса других особенностей, связанных с различными архитектурными стилями и применяемыми технологиями, не говоря уже о многочисленных нюансах внутренней отделки. Жаль, что все это в массовом строительстве сегодня отсутствует. Многие здания, построенные сто и более лет назад, являются неповторимыми образцами зодчества. Процесс обучения идет у нас беспрерывно. Постигая и возрождая старые технологии, изучаем новые и применяем современные материалы, которые производят мировые производители в области реставрации, имеющие собственные лаборатории. Ведь для того, чтобы восстановить, например, первоначальную «родную» штукатурку, нужно провести тщательное исследование и подобрать современный аналог. А не просто залепить стены архитектурного памятника любой штукатурной смесью. Мы давно и успешно сотрудничаем с немецкими компаниями: CАPARОL — изготовителем фасадных красок, REMЕZ — поставщиком сухих смесей и с другими признанными мировыми производителями стройматериалов для реставрационных работ. Сейчас завершаем реставрацию всероссийского архитектурного памятника «Нарзанная галерея» в городе Кисловодске. Буквально несколько месяцев назад восстановили после пожара Дворец культуры им. С. М. Кирова в городе Лермонтове на Кавказе.

— У вас большой коллектив?

— Около 70 специалистов, как в области общего строительства, так и по реставрационным работам. Мастерареставраторы аттестованы не только в НОСТРОЕ, но и в Министерстве культуры Российской Федерации. Мы являемся проектировщиками строительных и реставрационных работ, и сами их и выполняем. Сплоченный творческий коллектив профессионалов — успех наших трудовых достижений.