Развитие механизма кредитования агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза

Журнал: «Бухучёт в сельском хозяйстве», №7, 2017г.

УДК 339.7:336.27
© Джикия Мери Константиновна, студентка факультета международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
127434, Москва, Ленинградский просп., д. 49
Статья поступила 10 апреля 2017 г.
В статье даны анализ состояния и направления развития экономической интеграции государств Евразийского экономического союза в сфере агропромышленного производства, рассмотрены проблемы развития механизма кредитования агропромышленного комплекса стран — членов Евразийского экономического союза и предложены пути формирования общей политики финансирования и кредитования организаций АПК ЕАЭС.
Ключевые слова: экономическая интеграция; Евразийский экономический союз; ЕАЭС; агропромышленный комплекс; политика финансирования; продовольственная независимость; механизм кредитования.
DEVELOPMENT OF A MECHANISM FOR LENDING TO THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
© Dzhikiya Meri, student of the Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation
127434, Moscow, Leningradsky av., 49
The article was received on April 10, 2017
The article analyzes the state and direction of the development of economic integration of the states of the Eurasian Economic Union in the field of agro-industrial production, discusses the development of the mechanism for lending to the agro-industrial complex of the member countries of the Eurasian Economic Union, and proposes ways to formulate a general policy for financing and lending to the organizations of the EAEC.
Keywords: economic integration; Eurasian Economic Union; EEU; agroindustrial complex; policy of financing; food independence; the mechanism of crediting.
Современный этап развития АПК России предполагает необходимость формирования такой экономической среды, которая способна будет обеспечить продовольственную безопасность страны в условиях усиления интеграционных процессов и глобализации экономических процессов. С этой целью в первую очередь, с нашей точки зрения, необходимо разработать основные направления повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях членства в Евразийском экономическом союзе.
В целях обеспечения согласованной аграрной политики в каждом из государств — основателей ЕАЭС реализуется собственный экономический механизм государственного регулирования аграрного рынка, в известной степени отличный от других и включающий такие основные элементы, как кредитование, субсидирование, таможенное и ценовое регулирование, страхование, налогообложение и др.
Вместе с тем национальные инструменты государственного регулирования аграрного рынка оказывают влияние на динамику производства, цены и инвестиции, а следовательно, на условия конкуренции на общем аграрном рынке ЕАЭС и могут вступить в противоречие с инструментами и интересами субъектов хозяйствования интегрирующихся государств. В связи с этим необходим единый организационно-экономический механизм взаимодействия государств — участников ЕАЭС в аграрной сфере.
В этом направлении сделаны определенные шаги — разработана структура направления «Агропромышленный комплекс» в ЕАЭС (рис. 1).
1.png
Рис. 1. Структура направления «Агропромышленный комплекс»
Анализ состояния и направлений развития экономической интеграции государств Евразийского экономического союза в сфере агропромышленного производства показал, что АПК является одной из стратегических отраслей экономики государств — членов ЕАЭС, обеспечивающей продовольственную безопасность.
В сельскохозяйственном обороте государств — членов ЕАЭС находится около 300 млн га земель, а общий рынок составляет 182,1 млн потребителей.
Удельный вес сельскохозяйственного производства в валовом внутреннем продукте в среднем за последние пять лет составил: в Республике Армения — 20%, Кыргызской Республике — 15%, Республике Беларусь — 8%, Республике Казахстан — 4,5%, в Российской Федерации — 3,5% (табл. 1).
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства государств — членов ТС и ЕЭП (млрд долл. США)
2.png
Примечание. ИО — индекс объема сельскохозяйственного производства (в % к предыдущему году; в постоянных ценах). 
Производство сельскохозяйственной продукции стабильно увеличивается. За последние пять лет убойный вес скота и птицы, переданный на переработку, возрос на 22%. Прирост обеспечен позитивными тенденциями в отраслях с высокой оборачиваемостью ресурсов — показатели в птицеводстве и свиноводстве увеличились соответственно на 45,7 и 21,3%. 
Во взаимной торговле преобладают животноводческая продукция, сахар, готовые продукты из мяса и рыбы и продукты переработки злаков, на долю которых приходится порядка 60%. Рост производства и взаимной торговли по продовольственным товарам позволяет достичь высокого уровня самообеспечения (табл. 2). К ним относятся мясо птицы, свинина, овощи и картофель. В ближайшие годы производство данной продукции превысит внутренние потребности, что позволит создать потенциал для экспорта.
Таблица 2
Уровень самообеспеченности отдельными видами продовольствия ТС и ЕЭП в среднем за четыре года (2011–2014) 
3.png
Окончание таблицы 2
4.png
Важнейшим направлением согласованной агропромышленной политики, определенным еще на стадии формирования Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, стало создание правил предоставления государственной поддержки. Такие нормы были зафиксированы в Соглашении о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 г.
Предполагалось, что заложенные в соглашении нормы по ограничению и сокращению объемов поддержки, запрету на использование экспортных и импортозамещающих субсидий позволят сблизить условия конкуренции на рынке стран Союза.
На момент подписания соглашения ни одна из стран ТС и ЕЭП не являлась членом ВТО — организации, в которой для государств-участников установлены обязательства по объемам государственной поддержки сельского хозяйства. 
Учитывая, что на общем аграрном рынке существует высокая конкуренция сельскохозяйственных производителей, а границы открыты, вопросы о неблагоприятных последствиях от поставок субсидируемого импорта из одного государства в другое неоднократно обсуждались на высшем уровне. Соответственно, требовались правила, позволяющие урегулировать эти проблемы.
Принятие соглашения, а затем и Договора о ЕАЭС отчасти решило эту задачу. Для государств-членов были определены обязательства по уровню государственной поддержки сельского хозяйства до разработки новой методологии расчета разрешенного уровня мер государственной поддержки сельского хозяйства.
Задача новой методологии — унификация во всех государствах ЕАЭС подходов к расчету уровней субсидирования аграрного сектора. Будут выработаны новые обязательства по государственной поддержке сельского хозяйства.
Следует отметить, что в условиях усиления мирового продовольственного кризиса, нестабильной геополитической ситуации в мире необходимо нивелирование факторов, которые оказывают сдерживающий эффект на развитие отрасли сельского хозяйства, таких как:
— недостаточные темпы технико-технологического обновления;
— низкая доходность сельскохозяйственных производителей;
— диспаритет цен.
При этом на первый план выходит решение проблемы повышения инвестиционной привлекательности, кредитоспособности и платежеспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей, что невозможно без совершенствования механизма распределения государственных субсидий, сочетающегося с повышением эффективности механизма кредитования отраслей АПК.
5.png
Рис. 2. Механизм кредитования АПК ЕАЭС
На рис. 2 представлена наиболее оптимальная, по нашему мнению, схема механизма кредитования агропромышленного комплекса АЕЭС, которая предполагает создание Банка ЕАЭС, кредитующего коммерческие банки АЕЭС в форме ломбардного кредита под стоимость ценных бумаг, в размере кредита 75% от залоговой стоимости, с оплатой кредита по ключевой ставке. Коммерческие банки ЕАЭС кредитуют сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог недвижимости, транспорта, биологических активов, ценных бумаг, сельскохозяйственной продукции на складе и др. и под гарантии других банков.
Однако возникают проблемы функционирования механизма кредитования ЕАЭС (рис. 3). Прежде всего требует решения проблема оценки залога в связи с разными ценами на залоговые активы у разных стран ЕАЭС в связи с разным уровнем инфляции в разных странах и отсутствием единой методики оценки залога для успешного кредитования. Требует скорейшего решения проблема кредитования под гарантии ЕАЭС.
6.png
Рис. 3. Проблемы функционирования механизма кредитования АПК ЕАЭС
Бесспорно, что с ужесточением конкуренции в рамках интеграции для сельхозпроизводителей ЕАЭС остро встает вопрос решения вышеназванных проблем и привлечения финансирования в достаточном объеме для осуществления хозяйственной деятельности. Решить эти проблемы можно путем создания системы финансовых гарантий с разработкой критериев получения госгарантий, формированием единой процентной ставки, субсидированием отдельных видов сельскохозяйственной продукции с учетом специфических рисков и особенностей отрасли; а также путем разработки эффективной унифицированной методики оценки залога (но залога качественного) при кредитовании хозяйствующих субъектов в отраслях АПК.
В процессе рассмотрения тенденций развития кредитного механизма нами разработаны предложения по формированию общей политики финансирования и кредитования организаций АПК Евразийского экономического союза, в том числе (рис. 4):
1) существенно снизить уровень долларизации в создаваемом Валютном союзе в рамках ЕАЭС. Предлагаем запретить применять к валютным займам правила расчета показателей достаточности капитала, ликвидности и качества кредитного портфеля в национальной валюте США. Предлагаем рассчитывать показатели в условных единицах ЕАЭС, что позволит создать предпосылки для создания Валютного союза ЕАЭС;
2) совершенствовать механизм процентных ставок путем применения режимов таргетирования инфляции. Снижение процентных ставок по кредитам будет способствовать развитию бизнеса, в том числе в аграрном секторе ЕАЭС;
3) ужесточить надзорную и макропруденциальную политику с целью сохранить на высоком уровне адаптивную способность финансового сектора и минимизировать риск развития циклов «подъем-спад» в Валютном союзе. Высокий уровень конкуренции в банковском секторе позволит повысить эффективность преобразования ключевых ставок в ставки по кредитам и депозитам;
4) реализовать механизмы регулирования налогово-бюджетной политики ЕАЭС с учетом создания системы финансовых гарантий и использования качественного залога при кредитовании. Предлагаем сформировать унифицированную методику к оценке залога при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Предлагаем также субсидирование ставок по кредитам для конкурентного производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции.
В заключение подчеркнем важный аспект. Необходимо извлечь разнообразные выгоды для всех стран — участниц ЕАЭС при согласовании монетарной политики Союза, снизить издержки для бизнеса, получить положительный эффект для благосостояния и общий системный эффект для повышения прочности ЕАЭС.
Библиографический список
1. Агропромышленная политика Евразийского экономического союза / Под ред. С.С. Сидорского, члена Коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии // Евразийская экономическая комиссия.
2. Анализ показателей социально-экономического развития в АПК государств — членов ТС и ЕЭП за 2011–2013 гг. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring/Documents/06_08_2014_analise.pdf.
3. Винокуров Е.Ю., Демиденко М.В., Коршунов Д.А. Потенциальные выгоды и издержки валютной интеграции в Евразийском экономическом союзе.
4. Глотова И.С. Механизмы реализации аграрной политики в государствах — основателях ЕАЭС в кредитной и страховой сферах // АПК: экономика и управление. — 2015. — № 4.
5. Ушачев И. Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в ЕАЭС / И. Ушачев, А. Серков, А. Папцов, В. Тарасов, В. Чекалин // АПК: экономика и управление. — 2014. — № 10.
6. Ушачев И.Г. Социально-экономическое развитие АПК в условиях членства России во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе / И.Г. Ушачев // Вестник ОрелГАУ. — 2014. — № 5 (50). — С. 3–11.
7. Яшина М.Л., Трескова Т.В. Состояние и направления развития экономической интеграции государств Евразийского экономического союза в сфере агропромышленного производства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2014. — № 6 (49).