Профессиональное обучение и развитие среднего медицинского персонала

Журнал: «Медсестра», №8, 2018г.

614.2

Vocational education and development average medical personnel

Pyatayeva A. V.

Karasyova L. A.

Сестринская помощь — чрезвычайно важная отрасль человеческой деятельности и в своей организационной форме многогранная медико-санитарная дисциплина.

Ее первоочередная задача состоит в том, чтобы помогать отдельным лицам и группам населения оптимизировать свои функции на протяжении всей жизни, а также оказывать помощь при острых формах заболевания, затяжных болезнях и снижении трудоспособности.

Сестринское дело имеет медико-социальное значение, так как оно призвано поддерживать, укреплять и охранять здоровье, оказывать помощь страждущим и проводить реабилитацию. Сфера деятельности медицинской сестры широка и многогранна.

Это здоровый человек с его проблемами, и окружающая среда, и профилактика заболеваний, и больной человек — обеспечение надлежащего сестринского ухода за ним и, наконец, социально-психологические проблемы человека. Медицинские сестры — самый многочисленный отряд медицинских работников — трудятся в системе общей практики, поликлиниках, больницах, учебных и научно-исследовательских учреждениях, занимают при этом различные должности и выполняют самые разные функциональные обязанности, для чего им необходим различный объем знаний. Практическое здравоохранение в наше время испытывает необходимость в высококвалифицированных, подготовленных медицинских кадрах с новыми знаниями, профессиональным мышлением.

Модернизация системы здравоохранения вносит серьезные коррективы в работу всех подразделений медицинских организаций [3]. Не остается в стороне и институт медицинских сестер — с возрастанием в лечебно-диагностическом процессе роли среднего медицинского персонала повышаются и предъявляемые к нему требования.

Практикующей медицинской сестре кроме базового профессионального образования требуется постоянное повышение квалификации [1]. На сегодняшний день для обеспечения качественной сестринской помощи необходимо профессиональное повышение квалификации медицинских сестер путем использования различных форм и методов обучения и активизации мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Важным звеном в системе непрерывного образования является аттестация и сертификация — механизмы государственного контроля качества подготовки специалистов среднего звена. Согласно законодательству РФ, медицинский работник, имеющий стаж практической работы, равно как и начинающий, должен получить сертификат специалиста, а затем подтверждать его каждые пять лет [2].

Основной целью проведенного исследования было совершенствование системы профессионального обучения и развития сестринского персонала клиник СамГМУ. В исследовательской работе принимали участие 30 респондентов, из них 7 — старшие медицинские сестры, 23 — медицинские сестры отделений стационара. Респонденты — это медицинские сестры в возрасте от 25 до 65 лет с большим стажем профессиональной деятельности, имеющие сертификат специалиста.

Для более детального изучения существующей системы обучения и развития сестринского персонала клиник СамГМУ был применен комплексный подход, включающий:

• социологические методы (анкетирование);

• метод анализа;

• статистический метод;

• метод сравнения [3].

Первый этап исследовательской работы — анализ существующей системы обучения и развития сестринского персонала.

В клиниках СамГМУ существует системный подход обучения и развития персонала.

Администрация заинтересована в приобретении средним медицинским персоналом новых профессиональных знаний и навыков, что повышает качество оказания медицинской помощи. Особое внимание уделяется обучению вновь поступивших сотрудников. Широко используется процесс наставничества, с помощью которого осуществляется индивидуальное и активное обучение новичков по специальным программам. Таким образом, устраняются расхождения между учебой и работой.

Перенос знаний и навыков на рабочее место не превращается в проблему. Персонально составляются программы обучения на рабочем месте. При обучении опытных медицинских сестер проводится направленное совершенствование знаний и навыков.

При составлении плана медицинских конференций, семинаров, лекций и бесед учитываются потребности медицинских работников среднего звена. Конференции проводятся с активным участием медицинских сестер. Каждая медицинская сестра подготавливает реферат на актуальную тему и докладывает на медицинских общебольничных конференциях или в своем отделении. За высокие показатели в работе, благодарность от пациентов администрация отмечает специалистов: вручает грамоты, благодарственные письма (рис. 1).

На втором этапе исследовательской работы мы определяли потребность среднего медперсонала в обучении и развитии.

Обучение среднего медицинского персонала проводится согласно потребностям и в соответствии с имеющимся опытом сотрудников. Перед специалистами ставятся конкретные цели, которые должны быть достигнуты за период обучения, мотивируя медицинских работников на совершенствование профессиональных знаний и навыков, применение их на практике и предоставление качественной медицинской помощи.

Перед составлением индивидуальной программы развития сестринского персонала главная медицинская сестра оценивает качество выполняемой специалистами работы, определяет сильные и слабые стороны в их профессиональной деятельности, анализирует информацию о дефиците теоретических знаний и практических навыков (рис. 2).

На третьем этапе проводилась оценка эффективности уровня знаний и навыков сестринского персонала в процессе обучения.

Самооценка уровня знаний старшими медицинскими сестрами показала области, в которых руководители среднего звена хотели бы пополнить свои знания:

— основы законодательства и права в здравоохранении — три человека (42 %);

— управления конфликтами — один человек (14 %);

— основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении — пять человек (71 %) (рис. 3).

При анализе образовательного уровня медицинских сестер-специалистов выявились области, в которых им требуется дополнительное обучение (рис. 4):

— основы законодательства и права в здравоохранении — 20 человек (66 %);

— гражданская оборона — 15 человек (50 %);

— инфекционная безопасность — три человека (10 %);

— противоэпидемическая работа в очаге инфекции — один человек (3 %).

На основании проведенной самооценки были сформированы программы совершенствования среднего медицинского персонала по вопросам, требующим дополнительных знаний.

Таким образом, результаты проведенной исследовательской работы показали, что администрация клиник создает все условия для получения средним медицинским персоналом современных профессиональных знаний и навыков; сестринский персонал, в свою очередь, заинтересован в своем дальнейшем обучении, развитии и повышении профессионального уровня.