Проблемы обновления машинно-тракторного парка АПК Беларуси

Журнал: «Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт», №10, 2017г.

338.45.01

Problems of renewal of the machine-tractor park of the AIC of Belarus

A significant change in the scheme for equipping agricultural organizations with modern machinery and equipment by the end of 2015 led to a significant reduction in the volume of renewal of the machine and tractor fleet at the expense of budgetary funds. In 2016, the pace of renewal of the agrarian machine and tractor fleet fell sharply and amounted to a minimum in quantitative terms over the analyzed decade for virtually all major types of machinery and equipment. If this trend continues in the supply and decommissioning of machines without the receipt of a sufficient amount of new energy-intensive machinery to the agricultural enterprises of the republic, in the next 3–4 years there may be a significant decrease in the total technical potential of the entire agricultural production of the country.

I. L. Kovalev, Institute of System Research in Agro-industrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus

Keywords: agricultural equipment, technical support, machines and tractors park, governmental support.

На сегодняшний день в сельхозпроизводстве Беларуси явно превалирует подавляющее большинство госпредприятий и организаций с крупной долей госучастия. Так, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь[1] по состоянию на начало 2017 года общее количество сельхозпредприятий имеющих площадь сельскохозяйственных земель 300 га и более и (или) численность скота и птицы в пересчете на условное поголовье скота 100 и более голов (кроме микроорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств) составило всего по республике 1509 предприятий, в том числе организаций с государственной собственностью и организаций с долей госсобственности — 1035(или 68,6% от общего числа), в свою очередь 1015(или 67,3%) предприятий входят в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, большинство из этих предприятий или малорентабельны или вовсе убыточны, и без существенной господдержки на данный момент они практически нежизнеспособны (таблица 1).

Таблица 1

Распределение организаций входящих в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по конечному финансовому результату за 2016 год*

ПоказателиРезультаты
Всего предприятий системы Минсельхозпрода1015(100%)
Количество организаций, закончивших год по конечному финансовому результату: 
с прибылью73472,3%
с убытком28127,7%
Уровень рентабельности,%3,45
Количество организаций, закончивших год по конечному финансовому результату без учета государственной поддержки: 
с прибылью25425%
с убытком76175%
Уровень рентабельности без учета государственной поддержки,%–5,26

* Составлено по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Из таблицы 1 видно, что три четверти предприятий системы закончили год по конечному финансовому результату без учета государственной поддержки с убытком при общем уровне рентабельности –5,26%. Ввиду этого у большей части предприятий системы Минсельхозпрода просто отсутствуют средства для обновления и даже для поддержания в нормальном рабочем состоянии своего МТП. Исходя из всего вышеперечисленного, формируется понимание, что основным инициатором в проведении технической модернизации сельского хозяйства Беларуси должно являться государство, которое путем самых различных мер и механизмов поддержки, просто обязано создавать благоприятные условия для технического переоснащения парка сельхозмашин, оборудования и тем самым максимально побуждать сельхозпроизводителя к обновлению всех видов сельхозтехники, внедрению самых передовых технологий используемых в современном мировом сельхозпроизводстве.

Техническая модернизация сельского хозяйства не является системой замыкающейся только на аграрном производстве. Важнейшей её составной частью является рынок сельскохозяйственной техники, так как от уровня его функционирования зависит формирование главнейшей части основных производственных фондов сельского хозяйства — его технической базы. Уровнем развития технического потенциала села определяются темпы интенсификации сельскохозяйственного производства, рост производительности труда его работников[2, 9].

Производительность труда в сельском хозяйстве — один из наиболее ключевых и обобщающих показателей, учитывающих уровень развития производительных сил, эффективность всего сельскохозяйственного производства и степень использования трудового потенциала аграриев.

Для успешной технической модернизации аграрного производства в первую очередь требуется создать условия для эффективного технического переоснащения, формирования оптимального по качественному и количественному составу машинно-технологического парка. Для этого необходимо проведение комплекса мероприятий на республиканском, областном уровнях и на уровне самих сельхозорганизаций, с соблюдением как минимум двух условий[2]:

1. Развитие аграрных отраслей возможно лишь при эффективном использовании уже имеющихся ресурсов, как земельных, трудовых, так и технических.

2. Необходима техническая и технологическая модернизация всего сельского хозяйства, которая потребует дополнительных инвестиций, так как освоение инноваций требует значительных капитальных вложений.

Инновационное развитие сельского хозяйства возможно лишь при реализации этих двух направлений одновременно.

Как и любые коммерческие организации, все субъекты агробизнеса определяют основную цель своей деятельности — извлечение максимальной прибыли. Техническая модернизация является достаточно затратным мероприятием. Для достижения эффективного развития сельскохозяйственного производства, как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующего субъекта, необходима поддержка государства в формировании технического потенциала отрасли, предусматривающее дальнейшее внедрение в производство достижений аграрной науки[2]. Так, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь[1] за 2010–2017 годы наблюдается снижение технического потенциала в количественном выражении (табл. 2).

Таблица 2

Наличие некоторых видов техники в сельхозорганизациях Беларуси по состоянию на конец каждого года, шт.

Тип, вид сельхозтехники2010201120122013201420152016 в% к 20102016 в% к 2010
1Тракторы (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины)4685145399451624380442032435874126788,1
2Грузовые автомобильные транспортные средства2496523483231952209621065207451940877,7
3Комбайны: зерноуборочные113281201112004116221106110525993787,7
4льноуборочные93983876266958953749452,6
5свеклоуборочные79166957249142438633542,4
6картофелеуборочные1118116711611107105199990380,8

Данные представленные в таблице 1 свидетельствуют о сокращении количества всех видов сельскохозяйственной техники за анализируемый период. За прошедшую пятилетку(2011–2015 гг.) в республике в целях создания оптимальной технической базы для дальнейшего совершенствования технологий производства сельскохозяйственной продукции и выполнения в научно обоснованные сроки комплекса работ в земледелии проведен внушительный объём мероприятий по модернизации структуры и состава машинно-тракторного парка АПК. Поставка техники производилась в рамках выполнения Республиканской программы оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих организаций на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 35.

В ходе реализации данной Республиканской программы сельскохозяйственными организациями закуплено 3,0 тыс. зерноуборочных комбайнов, 1,5 тыс. кормоуборочных комбайнов, 10,3 тыс. тракторов различных модификаций, 1,3 тыс. грузовых автомобилей МАЗ, 1,3 тыс. комбинированных почвообрабатывающих и комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегатов, 3,1 тыс. машин для внесения минеральных и органических удобрения, 3,4 тыс. косилок, 2,1 тыс. специальных прицепов, 1,9 тыс. граблей и другая сельскохозяйственная техника.

Далее, в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь № 146 «О финансировании в 2015 году закупки современной техники и оборудования» сельскохозяйственным организациям на условиях финансовой аренды (лизинга) передано 1017 единиц различного вида техники и оборудования в том числе: 47 зерноуборочных и 71 кормоуборочных комбайнов, 68 тракторов различных модификаций, 53 погрузчика и др. сельхозтехники на общую сумму более 41,6 млн долл. США.

Значительное сокращение директивного госкредитования в сфере АПК за прошлую пятилетку, а в 2015 году существенное изменение схемы оснащения сельскохозяйственных организаций современной техникой и оборудованием за счет бюджетных средств привело к глобальному уменьшению объемов обновления всего машинно-тракторного парка (табл. 3 и рис. 1).

Рис. 1. График изменения коэффициентов обновления различных видов сельхозтехники за 2009–2016 годы

Как видно из табл. 2 и графика изменения коэффициентов обновления различных видов сельхозтехники за 2009–2016 годы(рис. 1) в 2016 году темпы обновления аграрного машинно-тракторного парка(МТП) резко упали и составили минимум за прошедшие 8 лет практически по всем основным видам машин и оборудования, в частности в 2016 году поставки в хозяйства тракторов по сравнению с предыдущим 2015 годом сократились более чем в 11 раз, грузового автотранспорта в 3 раза, зерноуборочных комбайнов в 2,5 раза, льноуборочных почти в 2 ра-за, картофелеуборочных более чем в 5 раз. Списание техники значительно увеличилось по многим видам от 10 до 30%. При сохранении подобной тенденции в поставках и списании машин на сельхозпредприятиях без поступления достаточного количества новой энергонасыщенной техники в самые ближайшие годы может привести к заметному снижению технического потенциала сельхозпроизводства.

Таблица 2

Поступление новой и выбытие списанной сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях Беларуси за 2009–2016 годы

 Тип, вид сельхозтехники20092010201120122013201420152016
Поступило новой техники за каждый год, шт.
1Тракторы (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины)292136021791206016258593734338
2Грузовые автомобильные транспортные средства19611165437658351270592197
3Комбайны зерноуборочные15261756135378242533011145
4льноуборочные77303528193995
5свеклоуборочные13571620171022
6картофелеуборочные81192114663326163
Списано техники за каждый год, шт
1Тракторы (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины)40154325325228362955252621752743
2Грузовые автомобильные транспортные средства26512471203115921504150311401740
3Комбайны зерноуборочные869834633820676800577541
4льноуборочные1611201319990815257
5свеклоуборочные12513812712595743849
6картофелеуборочные167130748481796894

Количественное сокращение машинно-тракторного парка не всегда является свидетельством критического снижения технического потенциала сельхозпроизводства, так как поступающая современная техника гораздо более производительная и высокотехнологичная, о чём свидетельствуют данные по динамике энерговооруженности (рис. 2) и повышении мощности тракторной техники поступающей в сельхозорганизации (рис. 3).

Рис. 2. Динамика энерговооруженности сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь с 2009 по 2016 гг. (по состоянию на конец каждого года)

Из утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 196 от 11марта 2016 года Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы[2], основным целевым показателем подпрограммы: «Техническое переоснащение и информатизация агропромышленного комплекса» был принят показатель роста энерговооруженности труда в организациях, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства. Реализация данной подпрограммы предполагает: обеспечение энерговооруженности труда в организациях, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства, на уровне не менее 75 лошадиных сил; увеличение использования до 30–35% широкозахватных почвообрабатывающих и почвообрабатывающих посевных агрегатов, машин для внесения минеральных и известковых материалов, косилок блочно-модульного типа, большегрузных машин для внесения твердых и жидких органических удобрений; внедрению современных технологий возделывания сельскохозяйственных растений, снижению трудовых затрат до 50%, а себестоимости механизированных работ на 10–15%.

В период с 2009 по 2016 гг. энерговооруженность сельскохозяйственных организаций страны увеличилась на 17,2 л. с./чел. или на 33,9% за 7 лет (рис. 2), при дальнейшем устойчивом сохранении этой динамики к 2020 году максимально вероятно достижение показателя энерговооруженности труда в сельхозорганизациях не менее 75 л. с. на одного человека, как это и установлено вышеупомянутой Госпрограммой.

В последние годы акцент в материально-техническом обеспечении сельскохозяйственного производства сместился в сторону поставки аграрным предприятиям современной энергонасыщенной сельскохозяйственной техники, что положительно сказалось на качественных характеристиках машинно-тракторного парка. Так, средняя мощность тракторного двигателя в сельскохозяйственных организаций за последние 6 лет возросла более чем на 21 л.с или на 18% с 117,1 л. с. в 2011 году до 138,2 л. с. в 2017 году (рис. 3).

Рис. 3. Динамика увеличения средней мощности тракторного двигателя (включая тракторы, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2011–2017 гг. (по состоянию на 1 января каждого года)

В сложившихся условиях при тотальной неплатежеспособности большинства сельхозпредприятий дальнейшее обновление МТП АПК без государственной поддержки практически неосуществимо. На данный момент обеспеченность сельхозпредприятий республики мощными тракторами класса 5,0 составляет около 83%, обеспеченность комбайнами всех видов около 82%. Здесь необходим упор на дальнейшее увеличение поставок энергонасыщенных тракторов и высокопроизводительных комбайнов, только таким образом можно компенсировать сложившийся количественный дисбаланс в поступлении новых и списании старых тракторов и комбайнов без существенного сокращения технического потенциала всего сельхозпроизводства. Необходимо ликвидировать в ближайшее время существующие проблемы и по другим позициям сельхозтехники. Так, по группе машин и оборудования для внесения минеральных удобрений: для твердых туков обеспеченность составляет 78%, для внесения жидких минеральных удобрений и средств защиты растений(опрыскиватели) около 62%. Обеспеченность по посевным обрабатывающим агрегатам составляет примерно 67%.

Также очень важно грамотно и максимально эффективно эксплуатировать новую сложную технику, поступающую сегодня в хозяйства. Важнейший из факторов негативно влияющих на эффективность хозяйственной деятельности любого сельхозпредприятия является общий дефицит кадров в отрасли и еще более острая нехватка квалифицированных кадров эксплуатирующих и обслуживающих новую дорогостоящую технику. Практически невозможно, оптимально и по-хозяйски бережно эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать современную сельскохозяйственную технику и оборудование при тотальной нехватке кадров, а также при их низкой профессиональной квалификации и при практически полном отсутствии мотивации к качественному труду[4, 8].

В то же время насыщение сельскохозяйственного производства машинами и оборудованием без их правильно организованного научно обоснованного технического обслуживания и ремонта не всегда сопровождается повышением эффективности производства. Поэтому машины и оборудование необходимо постоянно поддерживать в работоспособном состоянии, организовывать их работу в оптимальных режимах с заданными технологическими параметрами, что обеспечивается комплексом работ по их техническому обслуживанию и ремонту, который направлен на достижение максимально возможного коэффициента готовности техники и оперативное восстановление ее работоспособности в случае отказов [6, 7]. В связи с этим разработка и внедрение комплекса мероприятий по совершенствованию форм и методов технического обслуживания сельхозтехники, направленного на улучшение эксплуатации машин и оборудования, снижения трудоемкости и стоимости ремонтных работ, является одной из важнейших задач, имеющих большое значение для АПК страны[5].

Сегодняшняя макроэкономическая ситуация требует создания условий по обеспечению продовольственной безопасности и импортозамещению на рынке сельскохозяйственной продукции и средств ее производства. В условиях особо обострившейся конкуренции на мировом рынке сельхозтехники, развитие современного внутреннего рынка качественной сельскохозяйственной техники является важнейшим элементом формирования продовольственной независимости страны. Решение данной проблемы возможно лишь через модернизацию технической базы сельскохозяйственных организаций, представляющей собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на обновление технических средств[2]. В тоже время техническая модернизация сельского хозяйства должна включить в себя не только банальное обновление и воспроизводство технической базы, но и приоритетным направлением должно стать внедрение инновационных технологий с использованием информационно-технических, аналитических и др. систем и средств управления, обеспечение потребностей сельхозорганизаций именно в самой современной высокопроизводительной технике, обеспечивающие снижение энерго- и трудозатрат при механизированных процессах в растениеводстве и животноводстве. Разработка и выпуск в серию новых современных машин и оборудования машиностроительным комплексом страны обязаны исключить закупку зарубежных аналогов и комплектующих к ним, а также довести степень локализации сборочных производств с иностранным участием до 70% и выше.

Наряду ко всему перечисленному, необходимо активнее развивать рынок подержанной техники. Формирование реально и масштабно функционирующего вторичного рынка сельхозтехники имеет огромное значение для увеличения конкурентоспособности и эффективности сельхозпроизводства Беларуси. Это позволит в самые сжатые сроки обеспечить техническими средствами производства сельхозпредприятия различных форм собственности, крестьянские и фермерские хозяйства, обладающие весьма ограниченными финансовыми возможностями. При установлении действительно функционирующего рынка подержанной сельхозтехники фактические сроки эксплуатации сельхозтехники расширятся, что положительно отразится на себестоимости сельхозпродукции и также отечественное сельскохозяйственное машиностроение получит дополнительный конкурентный толчок для достижения высокого качества производства своей новой техники и формирования ее оптимальной конкурентной цены в складывающихся рыночных условиях серьезного наполнения внутреннего рынка подержанными сельхозмашинами.