Практическое применение приказа Минздрава России о порядке организации санаторно-курортного лечения (на примере детских санаториев)

Журнал: «Санаторно-курортные организации: менеджмент, маркетинг, экономика, финансы», №6, 2017 16:39:00г.

Practical application of the order of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation on the procedure of organizing sanatorium treatment (on the example of children's sanatoria)

The article reveals the main provisions of the recommendations published by the Ministry of Healthcare of the Russian Federation on the number of staff in sanatoria and health resorts. According to the text of the order, the number of sanatorium staff must be reduced. The publication contains the analysis of the consequences of these recommendations and a reconsideration of the number of posts forparamedical personnel and nursing staff.

Aleksey Korneyev

Keywords: healthcare staff, 24-hour medical station, labour standards, number of healthprofessionals in sanatoria.

Система формирования и планирования численности медицинских работников в детских и взрослых санаториях является относительно устаревшей из-за давности принятия нормативно-правовых документов, регулирующих эту сферу здравоохранения. В связи с этим появилась необходимость провести пересмотр системы планирования и утвердить новые рекомендуемые нормативы. В новом приказе Минздрава России № 279н были установлены рекомендации по штатным нормативам для санаториев и детских санаториев, в том числе для тех, где предусмотрено пребывание детей вместе с родителями. Исключение составили только санатории для лечения больных с диагнозом «туберкулез».

Приказ, несмотря на свою свежесть по отношению к другим нормативно-правовым документам системы здравоохранения, имеет типовую форму и содержит все те же ошибки в отношении формирования норм труда: в документе проигнорированы расчетные способы определения реальных норм труда, присутствуют многочисленные ошибки в установлении должностей заведующих и номенклатуры должностей. Кроме того, текст приказа имеет настолько нечеткий характер относительно рекомендаций по нормам труда, что трактование данных рекомендаций не регламентирует, а, напротив, вызывает массу дополнительных вопросов и сложностей в организации работы санатория и в практике здравоохранения в целом.

Одним из наиболее очевидных несоответствий реальности является установление в качестве основного нормативного показателя места размещения при полном отсутствии статистики подобных данных. Для смены в приказе Минздрава устанавливается дробное количество должностей меньше единицы (0,25 или 0,5), что делает невозможным прием специалиста на такую должность, так как это противоречит трудовому законодательству и практике здравоохранения. В данной статье предлагается рассмотреть динамику изменений нормативной численности должностей в детских санаториях на примере приказа СССР № 60, действующего ранее. Для наглядности сравнения и недоработок нового приказа был проведен расчет данных относительно одного детского санатория, рассчитанного на 120 коек (таблица).

При расчетах учитывалось, что показатель «место размещения», указанный в приказе Минздрава России № 279н, соответствует ранее принятому в системе статистики здравоохранению показателю «койка». Наименования должностей соответствуют указанным в документах в полной мере.

В таблице приведены сведения лишь по тем должностям, по которым возможно провести аналогию относительно конкретного рассматриваемого детского санатория. По другим должностям корректного сравнения произвести нельзя. К примеру, согласно тексту приказа Минздрава СССР № 60 на 300 коек устанавливается одна должность врача-стоматолога, однако в санаториях от 75 коек должно присутствовать 0,5 должности этого специалиста. Данный приказ, таким образом, дает возможность рассчитать численность должности для санатория на 120 мест. В новом приказе Минздрава России такая должность также предусмотрена, однако текст приказа не дает возможности установить нормативное количество должностей для санатория на 120 мест размещения, что делает сравнение относительно именно этой должности невозможным. Среди других примеров — рекомендация по должности «врач-стоматолог детский», вводить такую должность рекомендуется «в санаториях и санаториях для детей», однако норматив для определения численности должности не указан.

Еще одним примером, демонстрирующим размытость формулировок нового приказа Минздрава России и невозможность провести сравнение, является расчет норм по должности медсестры по массажу. В приказе Минздрава СССР № 60 указано, что расчет численности медсестер по массажу должен быть осуществлен на основании утвержденных норм на проведение массажных процедур и в соответствии с объемом работы. В новом приказе № 279н формирование численности массажной медсестры происходит следующим образом: «2 на 1 должность физиотерапевта и 1 на должность специалиста по ЛФК». Таким образом, произвести корректные сравнения по этой должности также невозможно.

Таблица

Нормативная численность персонала на примере детского санатория

Должность Формирование численности должности
Приказ Минздрава СССР Приказ Минздрава России
Педиатр 3,0 4,0
Физиотерапевт 0,5 0,6
Врач по ЛФК 0,48 1
Зав. педиатрией 1  —
Диетолог  — 0,6
Всего врачебный персонал 4,48 6,2
Медсестра постовая 20 2,4
Медсестра изолятора 1,2  —
Медсестра диетическая 1 1
Лаборант 0,8  —
Медстатистик 0,5 0,5
Медсестра приемного отделения  — 1
Медсестра процедурная  — 0,5
Медрегистратор  — 0,5
Старшая медсестра 1  —
Всего средний медперсонал 24 5,9
Санитарка палатная 20  —
Санитарка буфетчица 2,4  —
Санитарка изолятора 1,2  —
Сестра-хозяйка 1 1
Всего младший медперсонал 24,6 1

По этим же причинам невозможно сопоставить количество санитаров для работы в физиотерапевтическом кабинете: согласно тексту приказа № 60 количество санитаров рассчитывалось по следующей схеме: 1 должность на 2 должности медсестры в физиокабинете, при проведении отдельных процедур на каждую должность медсестры устанавливалась 1 должность санитара. В новом приказе № 279н количество должностей санитаров зависит не от количества медсестер, отпускающих процедуры, а в зависимости от количества и особенностей аппаратуры: на каждый аппарат, ванну, кушетку и пр. На федеральном уровне определить количество аппаратуры в каждом санатории невозможно, что делает проведение сравнения неосуществимым.

Согласно информации, представленной в таблице, численность врачей в приказе Минздрава России № 279н была увеличена по сравнению с количеством специалистов в приказе № 60. При этом численность штата среднего и младшего медперсонала была значительно сокращена. По принятым системам формирования численности среднего медперсонала, в частности количества постовых медсестер, на 15 коек для детей до 3 лет или на 30 коек для детей старше 3 лет назначался один круглосуточный пост. Формирование числа постовых сестер происходит исходя из количества праздничных дней, на основании бюджета, сезонности, размера периода отпуска и пр., эта величина не является постоянной. В 2017 г. расчет будет производиться на основании следующих данных: коридор указанных параметров составит от 1689,6 до 1767,6 часов, при этом количество постовых медсестер составит от 4,956 до 5,185 для обеспечения работы одного круглосуточного поста.

На формировании численности количества постовых сестер может сказаться и географическое положение региона. К примеру, в медицинских учреждениях в районах Крайнего Севера продолжительность периода отпуска больше, чем в других регионах страны, бюджет, основанный на количестве рабочих дней, будет меньше, следовательно, увеличивается количество должностей для работы одного круглосуточного поста. Но в среднем для обеспечения одного круглосуточного поста нужно 5 должностей постовых медсестер, т. е. для санатория в 120 мест для детей старше 3 лет, согласно нормативу, необходимо 20 должностей. Однако, согласно тексту нового приказа № 279н, количество среднего медицинского персонала составляет 5,9 должности, при этом количество постовых медицинских сестер равняется 2,4 должности. Такого количества медсестер очевидно недостаточно для обеспечения работы санатория и надлежащего ухода за детьми.

Согласно новому приказу № 279н Минздрава России, для 100 мест размещения для взрослых достаточно одной постовой медсестры, для размещения детей достаточно одной постовой медсестры для 50 мест. При этом наличие должности возможно лишь для санаториев для взрослых с количеством мест для размещения не менее 500, для детей с количеством мест для размещения не менее 250. Если использовать систему расчета из приказа Минздрава СССР, в санатории для детей, рассчитанном на 250 коек, можно было сформировать 8 круглосуточных постов. Таким образом, в санатории с 120 местами для размещения должность постовой медсестры не предусмотрена.

В новом приказе Минздрава России сокращена численность и другого среднего медперсонала, при этом в приложении № 2 к этому приказу отмечается, что должности большинства специалистов не нуждаются в дополнительном младшем медицинском персонале, среди них: врачи мануальной терапии, стоматологи, врачи по медицинской профилактике, психотерапевты, врачи ультразвуковой и клинической лабораторной диагностики, рефлексотерапевты и др. Таким образом, согласно новым нормативам численности медицинского персонала, врач клинической лабораторной диагностики должен осуществлять свою практику без лаборанта.

Еще одно нововведение: массовое сокращение должностей санитарок. Именно на эту должность приходится основное количество должностей младшего медицинского персонала, обеспечивающего бесперебойную работу медицинского учреждения. В новых нормативах предусмотрена только должность сестры-хозяйки, санитарки других профилей в число младшего медперсонала не входят. Рекомендации по формированию численности медицинского персонала, установленные в приказе Минздрава России, противоречат специфике работы большинства медицинских организаций и делают их работу фактически невозможной.

Новые нормативно-правовые документы препятствуют организации работы санаториев с численностью коек менее 250. Организовать работу с полностью укомплектованным штатом сотрудников можно только на базе санатория, предоставляющего более 250 мест для размещения. В противном случае организацию ждут значительные сокращения: в десятки раз по отдельным должностям. Санатории с количеством мест для размещения менее 250, в частности, не могут осуществлять круглосуточную работу из-за отсутствия в штате постовой медицинской сестры, что противоречит всем требованиям к санаторному лечению. Приказ Минздрава может стать причиной закрытия ряда санаториев из-за неукомплектованности персоналом.

В санаториях, предоставляющих 250 и более мест для размещения, организовать полноценные условия для осуществления лечения детей и взрослых (в особенности детей, нуждающихся в постоянном присмотре) также невозможно из-за значительного сокращения числа круглосуточных постов и количества младших медицинских работников. Санатории ждет полное отсутствие нормативной обеспеченности младшим медперсоналам, что скажется на качестве оказываемой помощи.

ИСТОЧНИКИ

Опыт применения приказа Минздрава России по порядку организации санаторно-курортного лечения (на примере санаториев для детей)

https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-prikaza-minzdrava-rossii-po-poryadku-organizatsii-sanatorno-kurortnogo-lecheniya-na-primere-sanatoriev-dlya-detey