Порядок оплаты первичной стоматологической медицинской помощи в системе омс

Журнал: «Санаторно-курортные организации: менеджмент, маркетинг, экономика, финансы», №1, 2016г.

338.26

How to pay for primary dental health care in the compulsory medical insurance system

"Free" for the population primary dental health care provided on an outpatient basis, is paid in the CMI system at the expense of state extrabudgetary funds. The main subjects of the provision of assistance to the population are the state (municipal) hospitals. In the past 5 years, in the framework of public-private partnerships, an increasing number of private dental clinics are involved in the implementation of regional programs of compulsory health insurance (hereinafter — CMI). The participation of private medical institutions in the implementation of the territorial CMI program of Ryazan region and especially funding provided in this article.

I.V. Uspenskaya,

S.V. Yurina

Keywords:compulsory medical insurance, primary dental healthcare

Действительно, переход к рыночным отношениям в медицине и изменение законодательства способствовали как увеличению количества частных стоматологических центров, поликлиник и кабинетов, так и постепенному их включению в систему ОМС по заявительному принципу.

Именно конкуренцией между государственными и частными стоматологическими учреждениями определена активная модернизация и переоборудование организаций, внедрение новых высокоэффективных лечебно-диагностических технологий, в том числе ресурсосберегающих технологий, подготовка и использование высококвалифицированных кадров, смещение приоритетов в пользу профилактической работы, а также другим организационным аспектам совершенствования ПСП. Считается, что законодательно реализованная возможность выбора пациентом врача и стоматологической медицинской организации обеспечивает конкуренцию, способствуя повышению качества и доступности ПСПдля граждан[1].

Например, в Рязанской области за период с 2010 по 2015 г. наметилась положительная тенденция увеличения доли негосударственного сектора в реализации территориальных программ ОМС, что также характерно и для стоматологических медицинских организаций (табл. 1, рис. 1).

Из практики известно, что особенностью ПСП являются значительные расходы на лекарственное обеспечение лечебного процесса в связи с использованием дорогостоящих пломбировочных материалов независимо от типа и формы собственности стоматологической медицинской организации. Этим объясняется широко распространенная практика возмездных услуг в сфере оказания населению ПСП.

Актуальны следующие вопросы. Достаточна ли для качественного оказания ПСП застрахованным гражданам планируемая в структуре стоимости УЕТ доля (%) расходов на медикаменты? Какова ее динамика в структуре стоимости УЕТ?

С момента применения программно-целевого планирования в системе ОМС (с 1998 г.), выразившегося в утверждении территориальных программ ОМС, и по настоящее время, ПСП оплачивается в системе ОМС по принципу «За объемы оказанных УЕТ», т.е. по принципу ретроспективной оплаты [2].

Стоимость УЕТ и структура стоимости УЕТ нерегламентированы на федеральном уровне и определяются на региональном уровне тарифными соглашениями, которые, в свою очередь, утверждаются законодательно регламентированными комиссиями по формированию территориальных программ ОМС.

В ходе научного исследования нами выявлено, что в течение последних лет в территориальной системе ОМС стоимость УЕТ имеет тенденцию к увеличению [3]. Однако прирост осуществляется в основном за счет увеличения расходов на оплату труда медицинского персонала и на хозяйственные расходы медицинских организаций (коммунальные, транспортные расходы и др.), тогда как доля затрат на медикаменты и расходные материалы снижается (табл. 2, рис. 2).

В региональной системе ОМС в течение 2015 г. неоднократно повышалась стоимость УЕТ с учетом индекса роста цен на медикаменты: с 107,02 руб. на начало года до 121,00 руб. на 01.08.2015 и до 169,07 руб. на 01.09.2015, т.е. в целом за год на 58,0%, с сохранением положительной тенденции на 2016–2017 гг.

Тем не менее, понятно, что 24,44 руб. в составе УЕТ, т.е. 611 руб. в течение смены (24,44 руб. х 25 УЕТ1 ) не достаточно для оказания качественной ПСП населению.

Стоимость УЕТ непосредственно связана нормированием и планированием объемов ПСП для каждой медицинской организации в рамках гарантированных для населения страны государством годовых объемов, утверждаемых постановлениями Правительства Рязанской области в составе территориальных программ ОМС на соответствующий год.

Распределение годовых плановых объемов по медицинским организациям осуществляется в соответствии с действующим законодательством по решению комиссии по формированию территориальной программы ОМС. В Рязанской области таковая комиссия создана в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 21.12.2011 №432 (в редакции от 18.02.2015 №24). Основой распределения объемов являются мощности медицинских организаций, потребности населения, а также предложения медицинских организаций, что особенно характерно для частных структур, большая часть ПСПв которых оказывается населению на возмездной основе.

Низкий уровень стоимости УЕТ, соответственно, определяет низкий уровень финансирования стоматологических поликлиник, что затрудняет выполнение ими территориальной программы ОМС.