Положительные тенденции налицо

Журнал: «Прораб», №1, 2019 18:19:00г.

Производство подъемно-транспортного оборудования является наиболее крупным сегментом машиностроения. Примерно 10 % всего мирового объема продукции машиностроения имеет отношение к ПТО.

В строительной отрасли основным типом стреловых кранов являются башенные краны. Кроме стреловых выделяют специальные поворотные краны, часто используемые в портах при ремонте и строительстве кораблей либо для монтажа бурового оборудования в море. Существует также класс специальных кранов, к которому относятся, например, летающие краны-вертолеты, используемые в самых труднодоступных местах.

Сегодня многие краностроительные предприятия в стране, созданные еще в советские времена, прекратили свое существование: обанкротились, изменили профиль. В результате, если говорить о башенных кранах, рынок во многом насыщают зарубежные поставщики. Около 2/3 приобретаемого Россией промышленного оборудования — крановое. Уже традиционно многие годы импортные поставки в этой области контролируют предприятия Германии, Китая, Италии, Японии, Ю. Кореи. Объемы импортных поставок ПТО в страны ЕАЭС, то есть в Россию, Беларусь и Казахстан, постоянно превышают экспорт аналогичной продукции из ЕАЭС в третьи страны, причем соотношение объемов колеблется, но уже не один год находится в двадцатикратном диапазоне.

Имеющиеся «слабые места» в российском краностроении, а именно не всегда должное качество, морально устаревшие конструкции, а также отсутствие до недавнего времени моделей большой грузоподъемности, активно используют зарубежные, особенно китайские, поставщики.

Да, рынок автокранов высокой грузоподъемности (г/п) довольно специфичен, здесь массовости ожидать сложно. Но с ростом объемов строительства неуклонно возрастает и потребность в подобных машинах.

Китайские автокраны сегодня продаются в Европе, Африке, США. И если раньше решающим фактором при выборе являлась цена, то теперь к этому аргументу добавляется и признание качества продукции. Автокраны компаний XCMG, Sany, Zoomlion, North Traffic и Sunward по своим характеристикам и возможностям порой не отличаются от лучших европейских или американских моделей.

В лидерах импортных поставок автокранов последних лет неоднократно оказывалась компания XCMG, предлагающая автокраны г/п от 16 до 500 т. В группу ведущих поставщиков входят также китайские компании Zoomlion и Sany, пытающиеся вытеснить со своих позиций давно работающий на нашем рынке немецкий концерн Liebherr.

Производство российских автокранов: уверенные шаги вперед В сегменте выпуска автокранов эксперты отмечают положительные тенденции: импорт не только не прогрессирует, но даже не является частым явлением. Статистика говорит о том, что импорт автокранов на нашем рынке не превышает 15–17 %, это значительно ниже, скажем, уровня импортных поставок башенных кранов, да и спецтехники вообще.

В настоящее время картину нашего рынка автокранов определяют современные машины марок «Галичанин», «Клинцы», «Челябинец», «Ивановец». Камышинский ЗАО «Газпром-кран» по лицензионному соглашению с ОАО «Автокран» также перешел на выпуск гидравлических кранов «Ивановец» г/п 32, 35, 40, 50, 60, 80 и 100 т.

Надо отметить, что одним из факторов, влияющих на выбор отечественного покупателя в пользу российских мобильных кранов, является то, что крановые надстройки наших автокранов монтируют на шасси КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ и другие. Использование серийных шасси, безусловно, упрощает и ускоряет как проведение планового ТО, так и выполнение ремонтов, плановых или непредвиденных.

Но с другой стороны, специальные колесные шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой позволили бы нашим краностроителям значительно увеличить грузоподъемность.

Стандартные же шасси ограничивают возможности по наращиванию грузоподъемности и установке стрел большой длины.

Инженеры ЗАО «Газпром-кран», проектируя автокраны повышенной грузоподъемности, стали сегодня использовать специальные крановые шасси. Так, крановая установка КС65731-5 г/п 50 т монтируется на специальное шасси МЗКТ-700600 (8 х 4). Это шасси, выбранное инженерами «Газпром-крана», имеет наибольшую грузоподъемность в своем классе, а также наиболее мощный двигатель среди колесных шасси подобного типа. Шасси было разработано на МЗКТ по заказу «ивановцев» специально для монтажа крановых надстроек.

Крановая установка ИВАНОВЕЦ КС-64714 г/п 60 т базируется также на 4-осном спецшасси БАЗ-8033 с интегрированной опорно-ходовой рамой. В «стотоннике» — автокране ИВАНОВЕЦ КС-8973 конструкторы «Газпром-крана» используют специальное 5-осное шасси. Масса монтируемой крановой установки распределяется по осям таким образом, что нагрузка на ось не превышает 12 т.

При этом кран дополнительно комплектуется закрепленным на основной стреле гуськом, противовесом массой 4,8 т, а также крюковой подвеской, предназначенной для работы с грузами массой до 60 т. Такая осевая нагрузка позволяет перемещаться по любым видам дорог без какихлибо ограничений. При движении по асфальтобетонному покрытию первая ось специального шасси МЗКТ отключается, а приводными становятся вторая, четвертая и пятая оси.

Если же движение приходится осуществлять по грунтовой дороге или пересеченной местности, то включают привод первой оси и блокировку межосевого дифференциала. Возможностями спецшасси предусмотрен даже режим «крабового хода», когда включается поворот колес 4-й и 5-й осей. «Крабовый ход» позволяет крану маневрировать на тесных площадках, совершать повороты с минимальным радиусом.

Для работы с грузами массой до 100 т на автокран должны устанавливаться, во-первых, специальная крюковая подвеска, а во-вторых, два дополнительных противовеса, представляющих собой блоки массой 7,6 т каждый, причем монтаж противовесов кран производит собственными силами. Высота подъема груза автокраном — 41,5 м. Но стрела, как сказано выше, комплектуется 10- или 15-метровым гуськом, таким образом, реальная высота подъема может достигать 52,7 и даже 59 м.

Новое поколение автокранов ЧЕЛЯБИНЕЦ «Серия плюс» запущено в серийное производство в прошлом году «Челябинским механическим заводом». Модели серии не отличаются уникальной грузоподъемностью, это краны, работающие с грузами от 16 до 50 т. Но в то же время «Серия плюс» — это зоны работы 270 и 360°, это стрелы с овоидным профилем, это поворотные рамы оригинальной конструкции, прочные и легкие нижние рамы.

При анализе объемов производства последних лет прослеживается тенденция на ЧМЗ к увеличению выпуска автокранов именно повышенной г/п 40 и 50 т.

Еще одним направлением, активно развиваемым на ЧМЗ, является выпуск автокранов на базе шасси, работающих на газомоторном топливе. Первой моделью, прошедшей успешные испытания, стал автокран КС-55732 г/п 25 т. Одной заправки метаном объемом 252 м3 достаточно для 12-часовой работы этой машины в крановом режиме. В 2018 г. запланировано запустить в серийное производство кран г/п 16 т с длиной стрелы 19 м, установленный на шасси с метановым двигателем, а также продолжить выпуск 25-тонников со стрелами длиной 21,7 и 28,1 м, шасси которых также работают на газе.

Группа компаний «Кудесник», в которую входят АО «Клинцовский автокрановый завод» и АО «Галичский автокрановый завод», продолжает занимать лидирующее место в производстве кранов в Российской Федерации.

В I квартале 2018 г. оба завода совместно изготовили 290 кранов, это 66 % от всего объема выпущенных кранов в России.

АО «КАЗ» выпустил за I квартал этого года 142 автокрана. Предприятие, особенно в последние годы, уделяет большое внимание расширению ассортимента выпускаемой спецтехники. Сегодня КАЗ предлагает модели кранов-манипуляторов, установку для завинчивания свай, буровую установку, модели автогидроподъемников, гусеничные краны. Тем не менее о работе конструкторов КАЗ в направлении увеличения грузоподъемности автокранов «Клинцы» говорит тот факт, что последней разработкой заводчан стала облегченная версия 40-тонного крана КС-65719-ХК-1.

При разработке предыдущего автокрана г/п 40 т мод. КС-65719-1К-1, а в линейке всего пять 40-тонных моделей, основной своей задачей конструкторы КАЗ видели уменьшение длины стрелы в транспортном положении с сохранением оптимальных грузовысотных характеристик, что требовалось для решения проблемы габаритов крана. И задачу они выполнили, была использована оригинальная конструкция стрелы, все секции которой движутся одновременно под воздействием одного гидроцилиндра.

Конструкторам даже удалось снизить массу машины, не изменив грузоподъемности.

В новой мод. КС-65719-ХК-1 применена стрела овоидного профиля, признанного сего¬дня одним из наиболее перспективных среди профилей крановых стрел. Длина стрелы этого крана — 31 м, но имеется и 9-метровый решетчатый гусек, меняющий углы наклона 0; 20 и 40°. Конструкция стрелы помогла достичь основной цели разработчиков — снизить массу модели. А для желающих дополнительно уменьшить массу крана заводчане предлагают стальную облицовку крановой установки поменять на алюминиевую, но за дополнительную плату. Много усилий при проектировании новой модели было уделено улучшению условий труда оператора: в кабине хорошая эргономика, использован новый, усовершенствованный блок управления, покупателям предлагается на выбор электропропорциональная либо рычажная система управления. Опорный контур «облегченного» крана увеличен до 5,4 х 6,1 м, а зона работы охватывает 360°.

«Галичский автокрановый завод» до 2000 г. не производил автокраны г/п свыше 30 т. Но начало нового века стало неким стартом для «Галичанина»: завод выпустил сначала мод. КС55715 на базе КАМАЗ-53229, рассчитанную на подъем грузов до 30 т. А в 2001 г. был испытан и запущен в серийное производство автокран КС-55721 г/п 36 т. Этот кран ГАКЗ монтировал на шасси КАМАЗ-6540. Сегодня все модели автокранов «Галичанин» г/п свыше 25 т оснащаются стрелами овоидного профиля.

Для своих большегрузных кранов ГАКЗ приобретает шасси на МЗКТ. Специальное крановое шасси МЗКТ-700600 с колесной формулой 8 х 4 было разработано специально для производства 60-тонных автокранов «ГАЛИЧАНИН». Сегодня МЗКТ поставляет для монтажа «60-тонников» шасси мод. 750110-120 (8х4), имеющие еще большую несущую способность.

Также на ГАКЗ используют для этих автокранов и шасси Volvo FM (8 x 4).

Надо признать, что модели автокранов «ГАЛИЧАНИН» г/п 70 и 100 т по качеству приближаются к лучшим европейским аналогам. Все три модели «70-тонников» отличаются маневренностью, надежностью, простотой управления и обслуживания.

Овоидную 42-метровую стрелу продолжает 15-метровый гусек, устанавливаемый под углом 0; 15 и 30° относительно оси стрелы. В гидросистеме машин используются комплектующие немецкой фирмы Hydac, ограничитель нагрузки поставляет немецкая компания Hirshmann, отопитель-кондиционер от Webasto обеспечивает круглогодично комфортную температуру в кабине оператора.

Особо следует сказать об интеллектуальной системе управления.

Управление всеми важными функциями осуществляется посредством джойстиков, роллеров управления или кнопок, расположенных на этих же джойстиках. Благодаря модульной архитектуре системы управления «ГАЛИЧАНИН H&H» заказчик может выбирать различные схемные решения управления электрической и гидравлической частями, причем разного уровня сложности: от наиболее сложного и многофункционального уровня (High-End) до среднего (Mid-Range) или же наиболее простого и экономичного (Economic Control).

При включении система «ГАЛИЧАНИН H&H» производит самотестирование, а затем при работе крана на мониторе постоянно отображаются параметры работы машины. Автоматически в запоминающем устройстве фиксируется информация: масса груза на крюке, вылет стрелы крана, угол поворота поворотной части крана, кратность запасовки грузового каната и т. д.

В едином комплексе с системой управления краном работает система управления приводным двигателем.

Управление работой двигателя происходит автоматически при изменении оператором характера выполняемых крановых операций, на мониторе оператор видит все основные параметры работы дизеля.

Стотонная модель «ГАЛИЧАНИНа» предлагается также в двух вариантах — с базовым шасси 10 х 4, разработанным МЗКТ, и с шасси автомобильного типа Volvo FM380 (10 x 4).

В 2013 г. при участии компании Tadano специалистами ГАКЗ был собран автокран КС-99713 г/п 110 т. Это пока единственный пример выпуска крана такой грузоподъемности на российском предприятии. Но хотя кран и именовался «ГАЛИЧАНИН», по сути, была произведена крупноузловая сборка крана Tadano 110G-5.

А вот мод. КС-85713 и КС-857132 г/п 100 т являются разработкой отечественных конструкторов, хотя и импортных узлов в машинах используется немало. Металлоконструкции крановой надстройки и 5-секционная телескопическая стрела изготавливаются из сталей Weldox и Domex, поставляемых шведской компанией SSAB. В поворотной части крановой установки использован дизельгидравлический двигатель Volvo TAD 541 VE, оснащенный системами пуска, охлаждения, отвода отработавших газов, воздухоочистки, подачи топлива с помощью оборудования фирмы Bosch Rexroth. Использование системы автоматической регулировки производительности гидропривода в зависимости от нагрузки LUDV-system значительно снижает выделение тепла, уменьшает потери давления в системе, обеспечивает энергосбережение до 30 %, по сравнению с работой гидропривода без LUDV-system. Кроме перечисленных брендов, надежную работу механизмов крановой установки гарантируют редукторы планетарного типа в механизмах подъема груза и поворота крана, а также дисковые тормоза таких фирм, как Siebenhaar и Zollern, использование систем централизованной смазки Beka Max, кондиционеров Webasto в кабине.

Защиту крана от перегрузки и опрокидывания специалисты ГАКЗ «доверили» прибору без¬опасности Арзамасского электромеханического завода. В прибор безопасности встроен блок с телеметрической памятью, еще называемый «черным ящиком», а также модуль защиты крана от опасного напряжения, который необходим при выполнении работ около ЛЭП. Арзамасский прибор уже используется в других моделях ГАКЗ и зарекомендовал себя отлично.

Итак, как мы видим, отечественный рынок автомобильных кранов успешно растет, появляются модели кранов повышенной грузоподъемности, от 40 до 100 т. Этот сегмент пользуется у российских покупателей большим спросом, ведь подобный кран может заменить на стройплощадке сразу два, а иногда и три 25-тонных автокрана. В некоторых же случаях кран большой грузоподъемности заменить вообще ничем невозможно.