Отражение информации о социальных и экономических доходах и расходах в интегрированной отчетности организаций АПК

Журнал: «Бухучёт в сельском хозяйстве», №12, 2016г.

УДК 657.1
@ Хоружий Людмила Ивановна, д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
@ Постникова Дарья Дмитриевна, ассистент кафедры бухгалтерского учета, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Е-mail: buh@timacad.ru
Статья поступила 25 сентября 2016 г.
В статье раскрывается понятие «интегрированная отчетность», основные принципы интегрированной отчетности, а также вопросы отражения в бухгалтерском учете и интегрированной отчетности финансовой информации о социальных и экологических доходах и расходах в организациях АПК.
Реферат. Одной из приоритетных задач любой коммерческой организации является совершенствование управления для наиболее полного использования имеющихся ресурсов, а также улучшения работы организации и повышения эффективности производства с конечной целью достижения наибольшей прибыли. Большая часть принимаемых решений напрямую зависит от анализа бухгалтерской информации, итоговые данные для которого предоставляются в отчетности.
Авторами рассмотрен процесс создания стоимости организации в ходе осуществления ее деятельности посредством циркулирования шести видов капитала: финансового, производственного, интеллектуального, человеческого, социального и природного (рис. 1, 2).
Для понимания, какие доходы и расходы являются социальными и экологическими, авторы предложили свою трактовку этих понятий.
Для обеспечения информационной базы при получении социальных и экологических доходов и расходов предлагается открытие в Рабочем плане счетов дополнительного счета 92 «Социальные и экологические доходы и расходы» (с соответствующими субсчетами). Данный счет поможет разделить на потоки доходов и расходов от различных видов деятельности организаций, а также разгрузит счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». В табл. 1 представлен фрагмент журнала фактов хозяйственной жизни с использованием предлагаемого счета 92 «Социальные и экологические доходы и расходы».
Для предоставления развернутой информации о социальной и экологической деятельности организаций, предложена возможная детализация бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (в части предоставления информации о социальных и экологических доходах и расходах агрохолдингов).
Ключевые слова: интегрированная отчетность; социальная деятельность; экологическая деятельность; социальные доходы; социальные расходы; экологические доходы; экологические расходы; социальная ответственность; Международный комитет по интегрированной отчетности; финансовый капитал; производственный капитал; человеческий капитал; социальный капитал; природный капитал; финансовый; производственный; человеческий; интеллектуальный капитал.
UDC 657.1
REFLECTION FINANCIAL INFORMATION ABOUT THE SOCIAL AND ECONOMIC REVENUES AND EXPENSES IN THE ACCOUNTING AND THE INTEGRATED REPORTING IN AN AGRIBUSINESS ORGANIZATIONS
@ Khoruzhy Lyudmila, D-r of Economics, Professor of the Department of Accounting, Russian Timiryazev State Agrarian University 
127550, Moscow, Timiryazevskaya str., 49
@ Postnikova Daria, assistant of the Department of Accounting, Russian Timiryazev State Agrarian University
127550, Moscow, Timiryazevskaya str., 49
Е-mail: buh@timacad.ru
The article was received on September 25, 2016.
In this article, the author considers the concept of «integrated reporting» and reveals the basic principles of integrated reporting. The article deals with the reflection in the accounting and integrated reporting of fi nancial information about the social and environmental revenues and expenses in an agribusiness organizations.
Abstract. One of the priority tasks of any business organization is to improve the management to make a full use of the available resources, and improve the organization and improve the production effi ciency in order to achieve maximum profi ts. Most of the decisions depends directly on the analysis of accounting information, the summary data are provided in the fi nancial statements.
The authors reviewed the process of the value creation in the implementation of its activities through the circulation of six types of capital: financial, industrial, intellectual, human, social and natural (Fig. 1, 2).
In order to understand which income and expenses are the social and environmental, the authors have off ered their interpretation of these concepts.
It is proposed to open in the working chart of accounts for bookkeeping of additional Account 92 «Social and environmental income and expenses» (with the corresponding sub-accounts) to provide an information base in the preparation of social and environmental costs and revenues. This account will be divided into fl ows of income and expenses from various types activity, as well as relieve the account 90 «Sales» and 91 «Other income and expenses». Table 1 shows a fragment of the journal of operations with the use of the proposed account 92 «Social and environmental income and expenses».
The authors proposed a possible detail of the balance sheet and income statement (in terms of providing information on the social and environmental costs and income of agricultural holdings) for presenting of detailed information about its.
Keywords: integrated reporting; social activities; environmental activities; social revenues; social expenses; environmental revenues; environmental expenses; social responsibility; International Integrated Reporting Council; financial capital; industrial capital; human capital; social capital; natural capital; intellectual capital.
Существующая в настоящее время бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах, финансовых результатах в стоимостных показателях и составляется на основе данных бухгалтерского учета. Основной целью бухгалтерской отчетности, которой присуще особое значение в системе управления любой организации, является обеспечение необходимой финансовой информацией всех заинтересованных пользователей.
По мнению современных ученых-экономистов, составляемая в настоящее время бухгалтерская (финансовая) отчетность не отвечает в полной мере потребностям ее пользователей. Например, в современной модели бухгалтерской отчетности не могут быть раскрыты такие аспекты функционирования хозяйствующего субъекта, как риски, стратегии, устойчивость бизнес-модели предприятия [5].
Ситуация, складывающая под действием экономических и социальных реалий, приводит к существенным изменениям в информационных запросах пользователей бухгалтерской отчетности, что в свою очередь требует от практики ведения бухгалтерского учета адаптации к новым требованиям: представление информации финансового и нефинансового характера. 
Для отражения информации о шести ключевых ресурсах (капиталах) организации (рис. 1), которые она потребляет и создает, а именно о финансовых (финансовые фонды), производственных (здания, сооружения машины), человеческих (компетенции и опыт работников, их лояльность и мотивация, способность к инновациям и сотрудничеству), интеллектуальных (авторские права, корпоративная организация и способ ведения деятельности), природных (экологические ресурсы) и социальных (ценности, которыми управляется компания, налаженные отношения, репутация), в современном международном учете существует практика составления интегрированной отчетности.
На рис. 2 представлена модель создания стоимости организации, которая является основополагающей основой в ключевых подходах к интегрированной отчетности.
1.png
Рис. 1. Стоимость организации посредством сложения шести видов капитала, участвующих в производственном цикле
2.png
Рис. 2. Модель создания стоимости в длительном периоде времени
Принципы формирования интегрированной отчетности
Интегрированный отчет представляет собой единый документ, отражающий существенную и точную информацию о стратегии компании, системе корпоративного управления и взаимоувязанных показателях ее деятельности в экономической, социальной и экологической сферах. Таким образом, данная система интегрированной отчетности объединяет разнообразную и разрозненную на данном этапе информацию в единое, интегрированное целое, чтобы продемонстрировать возможности агрохолдингов создавать ценное как в настоящем, так и в будущем.
Международным комитетом по интегрированной отчетности были сформированы основные принципы, которыми следует руководствоваться при составлении интегрированного отчета [1]:
стратегический фокус и ориентация на будущее. Предполагает, что интегрированный отчет будет включать анализ стратегии организации и объяснять, как эта стратегия соотносится со способностью организации создавать стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах, а также с использованием ею капиталов и воздействием на них;
связность информации. Предполагает, что интегрированный отчет будет представлять целостную картину комбинаций, взаимосвязи и взаимозависимости между факторами, влияющими на способность организации создавать стоимость в течение долгого времени;
взаимодействие с заинтересованными сторонами. Предполагает, что интегрированный отчет будет содержать анализ характера и качества взаимодействия организации с ее основными заинтересованными сторонами, в том числе того, как и в какой степени организация понимает и учитывает их законные и обоснованные потребности, интересы и запросы;
существенность. Предполагает, что интегрированный отчет будет раскрывать информацию по вопросам, оказывающим существенное влияние на оценку способности организации создавать стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах;
краткость. Подразумевает, что интегрированный отчет должен быть кратким;
достоверность и полнота. Предполагают, что интегрированный отчет будет включать в себя все существенные факты – как положительные, так и отрицательные, в сбалансированной форме и без ошибок;
постоянство и сопоставимость. Подразумевает, что так информация, которая будет содержаться в интегрированном отчете, должна быть представлена на основе, не меняющейся в течение долгого времени, и, таким образом, чтобы можно было провести сравнение с другими организациями в тех случаях, когда это существенно.
На основе данных принципов был выдвинут перечь ключевых взаимосвязанных и не являющихся взаимоисключающими элементов в содержании интегрированного отчета:
– обзор организационной структуры и бизнес-модель;
– среда, в которой компания осуществляет свою деятельность, в том числе риски и возможности;
– стратегические цели и стратегия для достижения таких целей;
– корпоративное управление и вознаграждения;
– показатели деятельности;
– перспективы на будущее.
Ключевой особенностью интегрированной отчетности является связь между ее разделами и, как следствие, предоставление информации о том, каким образом будет происходить дальнейшее развитие организации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Интегрированная отчетность сочетает в себе самые существенные разделы данных, которые в настоящее время разбросаны по отдельным направлениям отчетности (финансовые отчеты, примечания руководства, отчет о корпоративном управлении и вознаграждениях, отчет об устойчивом развитии).
При анализе ключевых компонентов интегрированной отчетности можно выделить три основных блока, которые будут отражать основные аспекты деятельности компании:
1) финансовый блок (финансовая отчетность компании и рассчитанные на ее основе показатели рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и др.);
2) социальный блок (показатели изменения объемов инвестирования в социально активную деятельность, в том числе на повышение квалификации работников, совершенствование рабочих мест, и т.д.);
3) экологический блок (показатели изменения выручки от реализации экологической продукции; влияние производства на окружающую среду и др.).
По нашему мнению, интегрированная отчетность приобретает характер крайне необходимой для дальнейшего формирования политики управления государством, а также и была бы полезна для крупных сельхозтоваропроизводителей и агрохолдингов с целью привлечения инвестиций, которые необходимы для дальнейшего развития и оптимального функционирования организаций в условиях устаревания основных фондов и экономического кризиса.
Особенности отражения в интегрированной отчетности социальных и экологических доходов и расходов
Отражение в отчетности данных не только о финансовом положении и финансовых результатах организации, но и информации, касающейся ее социального и экологического развития, на наш взгляд, могло бы повысить уровень доверия в глазах пользователей отчетной информации, а также повысить конкурентоспособность организаций, что в настоящее время является актуальным для организаций российского сектора АПК.
В ходе социальной и экологической деятельности у организации возникают доходы и расходы, связанные с данными деятельностями. Для понимания, какие доходы и расходы относятся к социальным, а какие – к экологическим, в ходе проведения нашего исследования были сформированы следующие определения.
Социальные доходы – возникшие за определенный период выгоды, связанные с социальной деятельностью организации и повлекшие за собой увеличение активов и (или) уменьшение обязательств организации, например поступления от государства или некоммерческих организаций по социальным программам.
Социальные расходы – возникшие за определенный период потери, связанные с социальной деятельностью организации и повлекшие за собой выбытие активов и (или) увеличение обязательств организации, например социальные выплаты работникам организации, помимо обязательных по закону.
Экологические доходы – возникшие за определенный период выгоды, связанные с экологической деятельностью организации и повлекшие за собой увеличение активов и (или) уменьшение обязательств организации, например доходы от продажи энергии, отходов, предоставления в пользование основных средств экологического назначения, оказания услуг лабораторий и др. 
Экологические расходы – возникшие за определенный период потери, связанные с экологической деятельностью организации и повлекшие за собой уменьшение активов и (или) увеличение обязательств организации, например плата за негативное воздействие на окружающую среду.
По нашему мнению, организации для отражения фактов хозяйственной жизни, связанных с социальным и экологическим блоком информации, могут воспользоваться двумя предлагаемыми вариантами: использование разработанного плана счетов с открытием дополнительных аналитических и синтетических счетов; ведение параллельного социального и экологического учета.
Например, на наш взгляд, представляется возможным рассмотрение открытия в Рабочем плане счетов нового синтетического активно-пассивного счета 92 «Социальные и экологические доходы и расходы» и соответствующих к нему субсчетов для отражения финансовых результатов от экологической и социальной деятельности организаций:
– 92 «Социальные и экологические доходы и расходы»;
– 92.1 «Социальные доходы и расходы»:
○ 92.1.1.1 «Социальные доходы, полученные от государства»,
○ 92.1.1.2 «Социальные доходы от других источников поступления»;
– 92.1.2 «Социальные расходы»;
– 92.2 «Экологические доходы и расходы»:
○ 92.2.1 «Экологические доходы»,
○ 92.2.2 «Экологические расходы»,
○ 92.2.3 «Уплата экологического сбора»;
– 92.9 «Сальдо от социальных и экологических доходов и расходов».
Предлагаемый нами счет поможет разгрузить счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» в части, например, такой деятельности, как оплата за экологически безопасные и социальные товары, работы, услуги; дополнительные выплаты сотрудникам (материальная помощь, доплата за больничный за счет работодателя); благотворительная деятельность; поддержание экологии и природоохранной деятельности и т.д.
Необходимо отметить, что в соответствии с приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» [2] открытие дополнительных синтетических счетов для учета специфических операций возможно только по согласованию с Министерством финансов РФ.
Выделение фактов хозяйственной жизни, связанных с социальной активностью, регистрация их на счетах бухгалтерского учета с возможностью последующего отражения в финансовой отчетности является одним из возможных методов составления интегрированной отчетности.
В табл. 1 представлен фрагмент журнала фактов хозяйственной жизни при открытии в Рабочем плане счетов организаций предлагаемого нами счета 92 «Социальные и экологические доходы и расходы».
Таблица 1
Фрагмент журнала фактов хозяйственной жизни с использованием предлагаемого счета 92 «Социальные и экологические доходы и расходы»
3.png
Унифицированной формы интегрированной отчетности на настоящее время не существует, предполагается что руководители и главные бухгалтеры будут разрабатывать ее самостоятельно, опираясь на описанные выше принципы.
Для разработки отчетных форм интегрированной отчетности в первую очередь необходимо решить вопрос об информационной наполняемости создаваемых форм. В настоящее время бухгалтериями сельскохозяйственных организаций ведется регистрация фактов хозяйственной жизни, связанных с такими капиталами, как материальный и финансовый.
Таблица 2
Предлагаемый вариант детализации информации в бухгалтерском балансе
4.png
Продолжение табл. 2
5.png
Окончание табл. 2
6.png
Формами интегрированной отчетности финансового блока могут служить бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним в случае достаточной детализации раскрываемых в них показателях.
В Отчете о финансовых результатах подлежат дополнительной расшифровке как минимум следующие показатели (табл. 3). 
Таблица 3
Предлагаемый вариант детализации информации в отчете о финансовых результатах
7.png
8.png
Ключевыми концепциями формирования показателей интегрированной отчетности будут являться концепция справедливой стоимости, которая позволяет пользователям отчетности иметь информацию о финансовом положении исходя из реальной стоимости составляющих элементов отчетности; концепция приоритета экономического содержания над правовой формой, в соответствии с которой профессиональное суждение позволяет судить об экономической форме и отражать более достоверно элементы отчетности; концепция прозрачности, обеспечивающая отражение всех существенных деталей деятельности компании. 
Следует подчеркнуть, что раскрываемая информация о социальных и экологических доходах и расходах в финансовой части интегрированной отчетности должна не противоречить информации, отражаемой в нефинансовой части (например, в разделах «Социальная политика и взаимодействие с персоналом» и «Политика в области охраны окружающей среды» или схожих с ними). 
Таким образом, решение проблемы информативности данных, представляемых заинтересованным пользователям, может быть найдено в составлении интегрированной отчетности, цель которой состоит в раскрытии информации финансового и нефинансового характера.
Составление отчетности в соответствии с данной концепцией предполагает сближение бухгалтерского, экологического и социального учета, т.е. их тесную взаимосвязь, сводящую разрозненную в настоящее время финансовую и нефинансовую информацию в единое целое – интегрированную отчетность, демонстрирующую пользователям возможности агрохолдингов в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах.
Библиографический список
1. Международный стандарт по интегрированной отчетности [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2013/12/13-12-08-THE-INTERNATIONALIR-FRAMEWORK-2-1.pdf.
2. Белов Н.Г., Хоружий Л.И., Карзаева Н.Н. и др. Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве / под общ. ред. Н.Г. Белова, Л.И. Хоружий. – М., 2010. – Т. 2.
3. Выручаева А.Е. Особенности интегрированной отчетности // Актуальная бухгалтерия. – 2013. – № 10.
4. Постникова Л.В. Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2014. – № 10. – С. 14–21.
5. Сигидов Ю.И. Расширение информационной базы отчетных показателей как основа повышения эффективности управления: монография. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 236 с.
6. Слепнева Т.Н., Хоружий Л.И. Интегрированная отчетность: история развития и необходимость применения [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum. ru/2013/91/6406.
7. Слепнева Т.Н. Тема 15. Состав, содержание, методические основы формирования и порядок представления бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности организациями АПК // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2014. – № 11. – С. 80–83.
8. Хоружий Л.И., Керимов В.Э., Лукьянов Б.В., и др. Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и контроля: монография. – М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. – 182 с.
9. Хоружий Л.И., Выручаева А.Е. Бухгалтерский учет биологических активов и сельскохозяйственной продукции в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пос. – М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2012. – 152 с.
10. Хоружий Л.И., Слепнева Т.Н. Подход к интегрированной отчетности в условиях глобализации // Аграрная наука, творчество, рост. – Ставрополь: АГРУС, 2013. – С. 205–208.
Reference
1. The international standard for integrated reporting [Electron. resource]. – Mode of access: http://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2013/12/13-12-08-THE-INTERNA-TIONAL-IRFRAMEWORK2-1.pdf.
2. Belov N.G., Khoruzhy L.I., Karzaeva N.N., Pavlychev A.I., Postnikova L.V., Romadikova V.M., Kharcheva I.V., Yakimets O.V. Financial Accounting in agriculture / under total ed. N.G Belova, L.I. Horuzhy. – M., 2010. – T. 2.
3. Vyruchaeva A.E. Features of Integrated Reporting // Current accounting. – 2013. – № 10.
4. Postnikova L.V. The accounting reporting of small businesses // Accounting in agriculture. – M., 2014. – № 10. – Р. 14–21.
5. Sigidov Y.I. Expanding the information base of accounting indicators as a basis for improved management:. Monograph / Yu. I. Sigidov and etc. – M.: SIC INFRA-M, 2015. – 236 p.
6. Slepneva T.N. Integrated reporting: the history of development and the need to use / T.N. Slepneva, L.I. Khoruzhy // [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.scienceforum. ru/2013/91/6406.
7. Slepneva T.N. Topic 15. The composition, content and methodical bases of formation and order of accounting (financial) and tax reporting in the organizations of AIC // Accounting in agriculture. – 2014. – № 11. – Р. 80–83.
8. Khoruzhy L.I., Kerimov V.E., Lukyanov B.V., Vorozheykina T.M. The actual problems accounting, analysis and control: Monograph / L.I. Khoruzhy, V.E. Kerimov, B.V. Lukyanov, T.M. Vorozheykina, O.A. Rodionova, N.G. Volodina, A.I. Pavlychev, L.V. Postnikova, T.N. Shilova, A.E. Vyruchaeva, A.R. Makhmudov, O.V. Boyko, D.D. Postnikova. – M.: RTSAU. 2016. 182 p.
9. Khoruzhy L.I. Accounting of biological assets and agricultural products in the transition to international financial reporting standards: Monograph / L.I. Khoruzhy, A.V. Vyruchaeva. – M.: RTSAU. 2012. – 152 p.
10. Horuzhy L.I. The approach to integrated reporting in the conditions of globalization / L.I. Horuzhy, T.N. Slepneva // Agricultural science, creativity, growth. – Stavropol: Agrus, 2013. – Р. 205–208.