Опыт организации непрерывного профессионального развития среднего и младшего медицинского персонала в центральной районной больнице

Журнал: «Медсестра», №8, 2018г.

378.2

Experience of the organization of continuous professional development average and junior medical staff in the central regional hospital

Saytkina E. Yu.

Непрерывное профессиональное развитие — период образования и подготовки медицинского персонала, начинающийся после завершения первичной специализации и продолжающийся в течение всей профессиональной деятельности каждого специалиста. Постоянное, непрерывное образование необходимо для поддержания, углубления и расширения знаний и навыков на должном уровне, а также расширения профессиональных компетенций.

Качественное оказание медицинской помощи жителям Красноярского района напрямую зависит от уровня подготовки среднего медицинского персонала. Поэтому администрация больницы заинтересована в нововведениях, способствующих более эффективной деятельности сестринского медицинского персонала. Одним из способов повышения качества сестринской помощи является систематическое обучение на рабочем месте. В связи с этим назрела необходимость в 2010 г. в открытии учебно-методического кабинета, деятельность которого направлена на организацию системы непрерывного образования, решение конкретных профессиональных проблем медицинского персонала и усиление их роли в оказании качественной медицинской помощи населению.

Работа учебно-методического кабинета проводится в следующей последовательности:

Планирование — определение приоритетной проблемы, составление планов проведения мероприятий.

Организация — разработка пакета документов (алгоритмов, инструкций на основании нормативной документации) для проведения мероприятий.

Обучение среднего и младшего медицинского персонала.

Контроль — проведение зачетных занятий на рабочих местах с оформлением протоколов.

Анализ — оценка качества проведения мероприятий, планирование дополнительных занятий по устранению полученных отрицательных результатов.

Для закрепления полученной на учебе информации средний и младший медицинский персонал сдает зачеты на рабочих местах в форме тестов. Тестирование не только помогает определить индивидуальную компетенцию специалиста, но и оценить работу учебно-методического кабинета. Проведение зачетных занятий и тестирование специалистов проводятся согласно плану учебно-методического кабинета (УМК), который согласован главной медицинской сестрой и утвержден главным врачом ГБУЗ СО «Красноярская ЦРБ».

В кабинете сформирована и постоянно пополняется база нормативных документов, создается фонд методической и учебной литературы по направлениям деятельности сестринского персонала. С целью обучения медсестер создан фонд медицинской литературы. Осуществляется подписка на периодические издания, в том числе на журналы «Старшая медицинская сестра», «Справочник фельдшера и акушерки», «Сестринское дело». Кабинет оснащен программным компьютером (с доступом в Интернет), мультимедийной установкой.

Фельдшером учебно-методического кабинета оказывается методическая помощь среднему медицинскому персоналу при написании отчетов для аттестации, при подготовке к выступлениям на конференциях, к конкурсам. Разрабатываются алгоритмы для медицинского персонала для практической деятельности. Для составления тестовых занятий используются нормативная документация, сборники технологий и стандартов практической деятельности сестринского персонала, методические пособия по специальностям.

За период работы проведены тестовые зачеты по темам «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Работа с медицинскими отходами», «Иммунобиологические препараты», «Санитарно-эпидемиологический режим» и др. Разработаны ситуационные задачи с эталонами ответов. При проведении зачетных занятий на местах составляется протокол с указанием отделения, Ф. И. О. специалиста, даты проведения занятия, результата (в баллах) и подписи сотрудника.

В рамках организации непрерывного профессионального образования медицинского персонала в лечебном учреждении проходят внутрибольничные обучающие мероприятия. Данные мероприятия строятся с учетом актуальности вопросов по каждой специальности. Внутрибольничные конференции готовит персонал, имеющий большой опыт работы и высшую квалификационную категорию. Фельдшер учебно-методического кабинета оказывает помощь в подборке материалов и проведении не только конференций, но и при подготовке к мастер-классам.

Мастер-классы — это наглядная демонстрация сестринских технологий, они проводятся с целью получения и закрепления навыков специалистом для использования его в своей профессиональной деятельности. Итогом всех обучаемых занятий, мастер-классов является проведение зачетных занятий на рабочих местах. Количественный охват обучения составляет в среднем 93 %. Для оптимизации работы среднего и младшего медицинского персонала в каждом подразделении сформирована папка специалиста, в которой собран весь необходимый материал в помощь персоналу в повседневной работе, при самостоятельной подготовке к зачетным занятиям, а также аттестационных работ. Большое внимание уделяется систематическому повышению квалификации младшего медицинского персонала. Фельдшером учебно-методического кабинета проводятся занятия с сестрами-хозяйками, санитарками, буфетчицами по вопросам соблюдения санитарно-противоэпидемического режима. Особое внимание уделяется правилам проведения уборок, обработке и хранению уборочного инвентаря, организации работы с медицинскими отходами, изучению инструкций по использованию дезинфекционных средств и технике безопасности при работе с ними.

В современных условиях, когда все активнее развивается коммерческая медицина, в государственные медицинские учреждения выпускники чаще всего устраиваются, чтобы получить стаж работы по специальности. Но и для специалистов с опытом работы период адаптации является определяющим. Именно от успешности адаптации зависит продолжительность и эффективность деятельности нового сотрудника вне зависимости от его профессионального стажа. Важное влияние на формирование результатов обучения имеет грамотно выстроенная программа адаптации молодых специалистов [1]. В связи с этим на базе учебно-методического кабинета организована «Школа молодого специалиста». Для полноценной работы новому сотруднику необходимо прежде всего адаптироваться к новым для него условиям работы, к новым требованиям, к коллективу и т. д. В нашей больнице программа адаптации была разработана и успешно внедрена в практику в виде единой формы во всех структурных подразделениях ЦРБ. Программа адаптации новых сотрудников состоит из двух частей: общей и индивидуальной.

Общая часть предполагает формирование общего представления о лечебном учреждении, его основных направлениях деятельности, взаимоотношениях лечебного учреждения и работника. Длится общая часть в течение первой недели работы сотрудника и состоит их пяти этапов.

Первый этап — вводное собеседование. Проводит собеседование главная медицинская сестра ГБУЗ СО «Красноярская ЦРБ». Основной задачей вводного собеседования является информирование нового сотрудника о лечебном учреждении, его истории, особенностях трудовых отношений больницы и работника.

Второй этап — вводное занятие. Проводит фельдшер учебно-методического кабинета и инженер по охране труда. На вводном занятии молодого специалиста знакомят со структурой больницы, с основами законодательства РФ. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности.

Третий этап — знакомство с рабочим местом. Проводит старшая медицинская сестра отделения. Знакомит с отделением, непосредственно с рабочим местом, с коллегами, объясняет план индивидуальной подготовки. Представляет наставника. Наставник разрабатывает план обучения молодого специалиста и несет персональную ответственность за качество обучения. Показателем оценки эффективности работы наставника является полное освоение профессии молодым специалистом за период наставничества.

Четвертый этап — вхождение в профессию. Проводит фельдшер учебно-методического кабинета с анкетированием молодого сотрудника для проверки первоначальных знаний.

Пятый этап — занятие с заведующим отделением. Проводит непосредственно руководитель отделения в свободной форме.

Индивидуальная часть адаптации включает в себя более детальное ознакомление с деятельностью отделения, должностью и спецификой работы, закрепление конкретных навыков. Индивидуальная работа поэтапного обучения медицинских работников ведется по плану учебно-методического кабинета.

Таким образом, наличие учебно-методического кабинета в структуре лечебного учреждения в последнее время приобретает все большую актуальность, т. к. создаются оптимальные условия для повышения эффективности процесса обучения сотрудников.