Обеспечение безопасности работ на высоте при производстве работ на плоских крышах

Журнал: «Строительство: новые технологии - новое оборудование», №6, 2017г.

Крыша является конструктивной частью дома, выполняющей ряд важных функций. Она защищает от атмосферных осадков, ветровых нагрузок, отводит осадки, обеспечивает изоляцию и вносит солидный вклад в формирование собственного архитектурного стиля строения.

Плоская крыша – крыша, имеющая незначительный уклон порядка 1–3 % или вовсе без уклона. Она может быть чердачной или бесчердачной (в этом случае добавляется теплоизоляция). Водостоки такой кровли, как правило, внутренние; по периметру устраивается парапет. Плоские кровли дешевле, выдерживают большие ветровые нагрузки, однако, испытывают и большую снеговую нагрузку по сравнению со скатными.

Плоская кровля меньше по площади, нежели скатная крыша, что позволяет экономить на материалах и строительно-монтажных работах. Строительство плоской крыши осуществляется проще и в более сжатые сроки по сравнению со скатной кровлей, нужные материалы для монтажа располагаются прямо у ног рабочих на ровной поверхности. То же самое можно сказать о ремонте и обслуживании плоской кровли – работать на ровной поверхности несравненно комфортнее, чем на наклонной. На плоской крыше более удобны монтаж и последующие сервисные работы со всевозможным оборудованием (системы кондиционирования воздуха, солнечные батареи, антенны и т.п.). Применение плоской кровли – это возможность получения дополнительной полезной территории, которую можно использовать в качестве места отдыха на свежем воздухе, занятия спортом, создания садов и цветников. На сегодняшний день существуют технологии, позволяющие покрывать крышу тротуарной плиткой или брусчаткой. Плоские крыши бывают с защитным ограждением и без ограждения.

Техническое обслуживание и ремонт плоских крыш – обязательный элемент в процессе эксплуатации здания. Поскольку по крышам проходят различные виды коммуникаций (линии электропередач, линии связи и др.), устанавливаются телевизионные и спутниковые антенны, то эти коммуникации нуждаются в соответствующем обслуживании и ремонте. Все эти работы сопряжены с опасностью падения с высоты.

По данным Росстата, в отрасли «Строительство» [1, 2] число несчастных случаев на производстве за 2015 год составило более 3000. Более 1/4 части от общего количества несчастных случаев – это случаи падения с высоты. Такая статистика несчастных случаев при падении с высоты достаточно стабильна из года в год. Падение с крыши входит в статистику и других отраслей народного хозяйства РФ: работы, выполняемые на крышах при ремонте и техническом обслуживании линий связи, – в статистику отрасли «Связь»; работы, выполняемые при ремонте и техническом обслуживании линий электропередач, – в статистику отрасли «Электроэнергетика». Падения с высоты в статистике отрасли «Связь» и «Электроэнергетика» составляют более 15 % от всех несчастных случаев [3, 4].

В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте [5] при проведении работ на высоте руководитель обязан обеспечить наличие ограждений (защитных, страховочных и сигнальных) и определить границы опасных зон, исходя из действующих норм и правил. Только при невозможности применения защитных ограждений допускается производство работ на высоте с применением систем безопасности [5]. К работам на высоте относятся работы на площадках на расстоянии ближе 2 м от неограждённых перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м.

Таким образом, если плоская крыша не имеет защитного ограждения, то проведение работ ближе 2 м от края крыши будет относиться к работам на высоте. Для обеспечения безопасности подобных работ необходимо применять соответствующие системы обеспечения безопасности. Если работы на плоской крыше, не имеющей защитного ограждения, проводятся не у края крыши, то руководитель обязан обеспечить наличие ограждений (защитных, страховочных, сигнальных).

В середине 20 века строились дома «хрущевской» постройки – жильё, массово строящееся в СССР во времена управления страной 1-м секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущёвым. «Хрущёвки» являлись социальным жильём, которое предоставлялось бесплатно. Было построено около 290 млн м² общей площади, что составляло около 10 % жилого фонда страны. Эти дома возводились по типовым проектам многоквартирных домов в стиле функционализма («коробок») и были лишены «архитектурных излишеств». Ряд серий этих домов строились с плоской крышей, не имеющей защитных ограждений (рис. 1). К примеру: дома серии К-7, серия пятиэтажных домов 1-мг-300, пятиэтажки серии II-32, дома серии II-35.

В послевоенное время при строительстве панельных домов стояла задача обеспечить отдельным жильем как можно больше людей, поэтому затраты на строительство жилья были минимальными.

Эти дома стоят и по сей день, а проблемы безопасного обслуживания и ремонта крыш подобных домов на сегодняшний день весьма актуальны.

Действующие документы по устройству крыш и кровель предусматривают наличие систем обеспечения безопасности работ на высоте. А именно:

1) СП 17.13330.2011 «Кровли»:

п. 4.8 «Высоту ограждений кровли предусматривают в соответствии с требованиями ГОСТ 25772, СП 54.13330, СП 56.13330 и СП 118.13330. При проектировании кровель необходимо также предусматривать другие специальные элементы безопасности, к которым относятся крюки для навешивания лестниц, элементы для крепления страховочных тросов, ступени, подножки, стационарные лестницы и ходовые трапы, эвакуационные платформы и др., а также элементы молниезащиты зданий».

В данном случае указаны общие требования безопасности.

2) СТО НОСТРОЙ 2.13.81-2012 «Крыши и кровли»:

– Приложение А., п. А.8 «На крыше должна быть предусмотрена система активной и (или) пассивной безопасности».

– Приложение В, п. В. 3 «Раздел проекта «Ограждающие кровельные конструкции и узлы кровли» должен содержать сведения… о технических решениях в области систем безопасности и обслуживания кровли»;

– Приложение Е «Системы активной и пассивной безопасности крыш» содержит рекомендации по устройству системы безопасности».

Таким образом, в действующей нормативной документации по охране труда и по устройству крыш имеются требования к наличию систем обеспечения безопасности на крышах, но эти требования носят общий характер. Конкретные требования безопасности должны быть определены при разработке проекта здания (крыши). Это можно объяснить тем, что крыши имеют различную конфигурацию с разным расположением инженерных систем, поэтому решение приходится принимать индивидуально.

Поскольку имеющаяся на сегодняшний день статистика падений при работах на высоте нас не может устраивать, пришло время принимать практические эффективные проектные решения в области обеспечения безопасности работ. Предлагаемые меры безопасности, которые мы рассмотрим ниже, в первую очередь будут относиться к плоским крышам, не имеющим защитных ограждений по периметру (см. рис. 1).

Рис. 1. Плоская крыша без защитного ограждения

Все виды работ по видам обеспечения безопасности работ на высоте на плоских крышах, не имеющих защитных ограждений по периметру крыши, можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 2.

Рис. 2. Схема обеспечения безопасности при работе на плоской крыше, не имеющей защитных ограждений по периметру крыши

Рассмотрим варианты обеспечения безопасности работ в зависимости от места выполняемых работ на крыше. Если необходимо провести работы ближе 2 м от неогражденных перепадов на плоской крыше, то необходимо применять системы обеспечения безопасности работ на высоте. Примером таких работ может быть ремонт кровельного покрытия на краю плоской крыши.

Система обеспечения безопасности работ на высоте состоит из:

а) анкерного устройства;

б) привязи (страховочной и для позиционирования);

в) соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии).

Один из элементов страховочной системы – анкерное устройство. Для использования страховочных систем необходимо на крыше иметь анкерную точку или анкерную линию, за которую она будет закрепляться. Анкерные линии могут быть жесткие или гибкие, стационарные или переносные.

Действующее законодательство предусматривает разработку до начала производства работ организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности работ на высоте. В данном случае требуется разработка плана производства работ, где должны быть предусмотрены места крепления страховочных систем на крыше.

На крышах, не имеющих специальных анкерных точек, местом крепления страховочных систем могут быть дымовые трубы, другие конструктивные элементы на крыше. Насколько эти элементы соответствуют требованиям к анкерным устройствам, ответственное лицо за безопасное производство работ может только судить на основании своей субъективной оценки, которая не всегда может быть правильной. Субъективность выбора мест крепления страховочных систем и оценка прочности выбранных конструктивных элементов являются слабым звеном плана производства работ.

На части крыш зданий отсутствуют конструктивные элементы, которые соответствовали бы требованиям к анкерным точкам, или имеются конструктивные элементы, но они находятся от места производства работ на значительном удалении. Специальных анкерных точек и анкерных линий на плоских крышах не предусмотрено.

Проанализируем меры безопасности при выполнении работ на краю крыши, требующих определения анкерной точки для крепления страховочной системы (см. рис. 1). На рынке имеется ряд переносных устройств по созданию стационарных анкерных точек (линий) на крыше [6]. Эти устройства сертифицированы и довольно дорогостоящие. Помимо финансовых затрат вступают технические проблемы применения переносных анкерных устройств. При креплении анкерного устройства непосредственно в крышу нарушается целостность кровельного материала. После снятия переносного анкерного устройства кровля будет нарушена.

Можно использовать в качестве анкерной точки имеющуюся конструкцию на крыше – вентиляционную трубу. Если вокруг кирпичной конструкции трубы надеть петлю с анкерной точкой, то можно будет присоединить к ней соединительно амортизирующую подсистему и соответственно страховочную привязь. Данная схема страховки хороша, если расположение работника относительно анкерного устройства, при котором угол между линией, соединяющей анкерную точку и ближайшую точку возможного падения работника, составляет не более 30 град. В противном случае необходимо учитывать фактор маятника, то есть характеристики возможного падения работника, сопровождающегося маятниковым движением. Ширина «хрущевских» домов с плоскими крышами составляет в среднем 10–12 м. Если мы создадим анкерную точку на вентиляционной трубе в самой середине крыши, то расстояние до края крыше будет примерно 5–6 м. Таким образом, допустимое безопасное расстояние по краю крыши будет

5 (м)∙sin30° = 5∙1/2 = 2,5 (м)

в каждую сторону от вентиляционной трубы. Однако расстояние от вентиляционных труб друг от друга составляет более 10 м. Таким образом, данная система обеспечения безопасности работ на крыше не обеспечивает 100 %-ю защиту от падения с высоты; для передвижения по крыше дальше от расчетного расстояния необходимо организовывать новую анкерную точку или анкерную линию.

На сегодняшний момент на рынке продукции систем безопасности представлено много видов ограждений.

Анализируя различные виды ограждения, габаритные размеры и вес, мы приходим к следующим выводам:

1. Защитить от падения могут ограждения, которые создают реальное препятствие при столкновении с ним, то есть имеющими определенный вес.

2. Ограждения с малым весом (лента, вешки) могут использоваться только как сигнальные. При столкновении они не смогут препятствовать падению с высоты. Ограждения с малым весом неэффективны для защиты от падения с плоской крыши.

Можно смело предположить, что в домах, где нет лифтов, ограждения с большим весом работники перетаскивать на крышу не будут.

Работы по техническому обслуживанию, ремонту кровли и инженерного оборудования на крышах зданий из-за относительно небольшого объема работ, как правило, выполняют субъекты малого и среднего предпринимательства. Практика работы предприятий строительной отрасли показывает, что работодатель недостаточно мотивирован выполнять все требования безопасности при производстве работ [7, 8]. Как правило, на малых предприятиях не ведется системной работы в области охраны труда, в организации отсутствует квалифицированный специалист по охране труда и не заключен договор на абонентское обслуживание с организацией и специалистом в области охраны труда. Работа в области обеспечения безопасности на малых предприятиях, как правило, ведется бессистемно, от случая к случаю [7, 10], а составление плана производства работ проводится специалистом с недостаточной квалификацией. Утвержденных типовых планов производства работ для обеспечения безопасности работ на плоских крышах в настоящее время нет.

Законодательство по охране труда в настоящее время обязывает при производстве работ на высоте применять ограждения или страховочные системы. Но сочетание технических, экономических и организационных проблем при производстве работ на плоских крышах в реальных условиях не приводит к применению необходимых защитных мер безопасности при производстве работ. Поэтому риск падения с высоты работников остается, что обусловливает высокий тяжелый травматизм по названной причине.

В качестве технического решения, которое поможет решить комплекс вышеуказанных проблем, предлагается при проектировании, строительстве и ремонте на крыше сразу предусматривать анкерные точки или анкерные линии для крепления страховочных систем при производстве работ. Необходимо на законодательном уровне внести дополнения в отраслевые и межотраслевые требования охраны труда устройство анкерной линии при проектировании, строительстве и ремонте плоских крыш без защитных ограждений или отдельных анкерных точек для возможности организации гибкой анкерной линии для обеспечения безопасности работ на крыше.

С технической точки зрения анкерное устройство (анкерная линия) не будет сложным элементом крыши. Может быть несколько точек крепления в середине плоской крыши. При этом себестоимость анкерной линии (точек) будет небольшой, а внедрение такого устройства не ляжет тяжелым бременем на себестоимость расходов на строительство и реконструкцию крыш. Внедрение анкерных устройств при строительстве и ремонте крыш позволит обеспечить безопасность работ на высоте в соответствии с действующим законодательством при производстве работ на крышах. Это будут доступные и практичные устройства для всех категорий работающих на крыше. Уйдет проблема нарушения целостности крыши и необходимость поднимать на крышу тяжелые защитные ограждения.

При внедрении стационарных анкерных линий и точек необходимо ввести общепринятый знак анкерной точки (линии) [9]. Существует ГОСТ Р ЕН 795/А1-2012 ССБТ «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний», а также «ГОСТ Р 12.4.026-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний». Но ни один документ не предусматривает обозначения анкерной точки (линии). Поэтому мы предлагаем ввести визуальное изображение анкерной точки (линии) (рис. 3, 4).

Рис. 3. Обозначение анкерной точки

Рис. 4. Обозначение анкерной линии

Наличие обозначенного анкерного устройства на крыше повысит безопасность работ на высоте и облегчит работу организаторам работ на крышах.

Выводы

1. Сочетание технических, экономических и организационных проблем при производстве работ на плоских крышах приводит к тому, что при производстве работ работники не всегда обеспечены надежной страховкой от падения с высоты. Статистика травматизма работ на высоте свидетельствует, что количество травм при производстве работ на высоте является значительным и мероприятия по повышению безопасности работ на высоте являются актуальными.

2. Субъективность выбора ограждения мест производства работ, а также мест крепления страховочных систем и оценки прочности выбранных мест является слабым звеном плана производства строительных и ремонтных работ на крышах.

3. Предложено универсальное решение обеспечения безопасности работ на плоских крышах, не имеющих защитных ограждений, при помощи организации стационарной анкерной линии на этапах строительства, эксплуатации, ремонта или реконструкции крыш.

4. При внедрении стационарных анкерных линий и точек предложено ввести знак анкерной точки (линии). Наличие обозначенного анкерного устройства на крыше облегчит работу организаторам работ на крышах и повысит безо­пасность работ на высоте.