О необходимости разработки технологий помощи неуспевающим школьникам с нарушениями здоровья

Журнал: «Санитарный врач», №8, 2018г.

371.71

On the need to develop technologies to assist underachievers with disabilities

The article presents data on school risk factors. The necessity of development of new psychological and pedagogical technologies for assisting the underachieving schoolchildren with health problems, as well as methodological recommendations and educational programs for school teachers concerning this issue, are substantiated.

I.V. Ryabova, State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Moscow City Pedagogical University", Moscow

Т.А. Sobolevskaya, State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Moscow City Pedagogical University", Moscow

S.Yu. Stepanov, State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Moscow City Pedagogical University", Moscow

E.N. Semenov, State Budgetary Educational Institution School No. 2051, Moscow

Keywords:risk factors, teachers, underachieving children, health disorders, assistive technologies, educational organizations

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Данные официальной статистики, результаты исследований ученых различных отраслей и результаты профилактических осмотров учащихся неумолимо свидетельствуют о том, что на протяжении последних 30 лет состояние здоровья школьников в России перманентно ухудшается [1, 2].

Данные исследования последних лет, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, свидетельствуют о значительном росте неуспевающих учеников. Приводятся данные о том, что трудности в обучении испытывают 40 % школьников. Другие источники указывают на то, что число неуспевающих школьников в современной школе превышает 30 % от общего числа учащихся и составляет от 15 до 40 % в начальных классах [6].

Основные причины школьных трудностей связывают с внешними, внутренними и смешанными факторами.

Очевидно, что неблагоприятное влияние внешних и внутренних факторов приводит к возникновению школьных трудностей у ребенка. Пытаться изменить влияние этих факторов на ребенка, к сожалению, не под силу педагогическим работникам, однако можно изменить неблагоприятное влияние школьных факторов риска (педагогических факторов) на ребенка, так как они относятся к внешним факторам, которые поддаются корректировке.

К школьным факторам риска можно отнести интенсификацию учебного процесса, нерационально организованный процесс учебной работы (нагрузки), неправильно подобранные методики и технологии обучения, низкий уровень подготовки педагога (знаний) в вопросах организации процесса обучения и подходов в обучении с детьми, испытывающих школьные трудности.

Основная проблема заключается в том, что школьные факторы риска негативно влияют на организм ребенка комплексно, длительно (на протяжении 10–11 лет), затрагивая все сенситивные периоды развития ребенка.

До сих пор в педагогике нет четкого определения понятия «школьные трудности», а причины их возникновения столь многообразны, что на сегодняшний день нет четкой классификации данного понятия.

Тем не менее трудности обучения (learning disabilities) внесены в настоящее время в международную классификацию болезней DSMIV. По определению американского Центра детей с аномалиями NICHCY, в это понятие входят трудности чтения, письма, мышления и математики. Получается, что уже в начальной школе эти трудности проявляются, прежде всего, в нарушениях письма, чтения и счета, т. е. видах деятельности, наиболее востребованных социальной ситуацией развития ребенка [2].

Без анализа глубинных механизмов трудностей обучения невозможно не только понять истинную причину неуспеваемости, но невозможно подобрать адекватную и эффективную систему помощи ребенку.

Наряду со всем вышесказанным, в последние годы современная школа выдвигает ряд новых проблем, среди которых наибольшее внимание заслуживает нарастающее ухудшение здоровья школьников. Так, по данным исследований состояния здоровья школьников, ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» МЗ РФ отмечает, что 90 % школьников имеют различные отклонения в состоянии здоровья (школьно обусловленные заболевания). В прямой зависимости от увеличившегося числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья возрастает и количество детей, испытывающих трудности в обучении. Это связано с тем, что болезнь ослабляет ребенка, а часто болеющие дети имеют низкую работоспособность, в результате сильных психоэмоциональных перегрузок происходит резкое ослабление функционального состояния нервной системы ребенка. Частые пропуски из-за болезни и нервно-психические перегрузки, связанные с постоянными попытками наверстать пропущенный материал, ведут к еще большему ухудшению здоровья [3].

Самый большой пласт всех исследований в педагогике и психологии посвящен проблеме неуспеваемости младших школьников.

Почти более половины работ направлены на изучение до сих пор до конца не изученного феномена, связанного с тем, почему одни школьники усваивают учебный материал очень быстро, а у других возникает ряд проблем при изучении того же материала. Сразу отметим, что во всех исследованиях, посвященных данной проблеме, перечислен ряд причин, которые могут служить предпосылками неуспеваемости у школьников, однако до сих пор нет четкого предложения, а вернее, алгоритма действий для педагогов, родителей и школьников, что, как и когда надо делать.

Подводя итог, можно сделать определенные выводы, указывающие, что на данный момент институт образования в лице конкретного педагога и системы в целом не располагает достаточным арсеналом средств, методов и технологий, позволяющих своевременно определять причины возникновения трудностей в обучении у школьников, а также позволяющих педагогам своевременно организовать сопровождение таких учащихся для предотвращения таких последствий, как нарушение состояния здоровья и возникающей как следствие этого школьной неуспеваемости.

Целью настоящей работы стала оценка средств, методов и технологий, позволяющих педагогу определять причины возникновения трудностей в обучении и разработка технологий помощи неуспевающим школьникам с нарушениями здоровья.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Авторы провели опрос среди педагогов образовательных организаций Москвы (359 учителей из 25 школ, расположенных в разных административных округах Москвы) с целью выявления существующего уровня и содержания работы с неуспевающими детьми, имеющими проблемы со здоровьем, а также запросов педагогов в формировании данной компетенции. Проведенный опрос показал, что на данный момент существуют проблемы, связанные с психолого-педагогическим сопровождением неуспевающих в школе детей, а также с информированностью педагогов о состоянии здоровья школьников, которых они обучают.

На основе полученных данных были разработаны и предложены школьным педагогам психолого-педагогические технологии помощи неуспевающим школьникам с нарушениями здоровья (автор — Степанов С. Ю., д-р псих. наук, профессор Московского городского педагогического университета). Эти технологии для большей эффективности внедрения в практику образовательной деятельности были сгруппированы в инструментальные кластеры способов поддержки как для неуспевающих обучающихся с проблемами здоровья, так и для педагогов, работающих с ними. Сама же система такой поддержки не исчерпывается теми или иными формами технологий (как индивидуальными, так и коллективными), а является органичной инфраструктурой образовательной среды школы, построенной на концептуальных основаниях рефлексивно-гуманистической психологии и здоровьесозидающей педагогики сотворчества как ключевых теоретических посылках для создания и дальнейшей индоктринации современной педагогической и психологической страты специалистов российского образования в качестве наиболее перспективной идеологии образовательной системы в современных социокультурных и экономических условиях [4, 5].

При этом ряд выделенных кластеров — это технологии, которые являются наиболее трудоемкими и нацелены на оптимизацию и развитие образовательной среды и жизнедеятельности школы в целом и могут быть эффективно применимы только при условии слаженной работы как администраций и педагогических коллективов школ, так и родительской общественности.

Другие же кластеры технологий менее громоздки и трудозатратны, так как в большей степени непосредственно ориентированы на освоение их педагогическими работниками и могут быть применены ими в непосредственной образовательной деятельности с детьми.

Для предварительной оценки эффективности разработанной системы технологий психолого-педагогической поддержки неуспевающих детей с проблемами здоровья была проведена апробация в одной из школ Москвы. В апробации приняли участие 115 педагогов.

Апробация технологий помощи неуспевающим школьникам проходила с марта по июнь 2018 г. и включала в себя серию обучающих семинаров по проблеме для педагогов школы по сценарированию образовательных событий в целях поддержки неуспевающих детей с нарушениями здоровья;

дистанционное консультирование учителей при самостоятельной разработке сценариев образовательных событий в целях поддержки неуспевающих детей с нарушениями здоровья и их реализации в своей педагогической деятельности; опрос учителей по итогам обучающих семинаров с целью обратной связи и оценки эффективности основных технологий помощи неуспевающим школьникам с нарушениями здоровья.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате данного опроса авторы получили высокую оценку и положительные отзывы о применении психолого-педагогических технологий педагогами в работе с неуспевающими школьниками с нарушениями здоровья.

Также следует отметить, что предложенный материал для большинства педагогов (88,6 %) оказался новым и познавательным, а полученная информация важной для работы с неуспевающими детьми (94,3 %).

Особый интерес вызвал вопрос, посвященный наиболее интересным, с точки зрения педагога, приемам поддержки неуспевающих обучающихся, предложенным на семинаре.

Перечисленные педагогами варианты ответов соответствовали нашим ожиданиям относительно предложенных способов и методов работы с неуспевающими детьми.

Полученные данные опроса позволили нам учесть возникшие проблемы при разработке программ и методических рекомендаций для педагогических работников по реализации системы традиционных и новых психолого-педагогических технологий сопровождения школьников, имеющих проблемы со здоровьем для повышения успешности их обучения.

В ходе апробации все педагоги проявили заинтересованность в изучении материала, посвященного реализации новых технологий сопровождения школьников, имеющих проблемы со здоровьем, а также желание (97,1 %) и готовность на практике (91,4 %) закрепить полученные знания. Более того, 25,7 % педагогов уже в ходе семинаров отметили первые результаты применения предложенных методических приемов и знаний работы с неуспевающими детьми. Также абсолютное большинство школьных педагогов (100 %) хотело бы пройти более полный курс обучения по данной проблеме, что свидетельствует об актуальности данной темы для них.

ВЫВОДЫ

Исходя из полученных нами данных, следует, что в настоящее время имеется дефицит средств, методов и технологий, позволяющих педагогу определять причины возникновения трудностей в обучении и предотвращать такие их последствия, как нарушение состояния здоровья учащихся и школьная неуспеваемость.

Разработка и внедрение технологий помощи неуспевающим школьникам с нарушениями здоровья в образовательный процесс, а также научно-методическое сопровождение и образовательные программы для педагогических работников по данному вопросу позволят педагогам верно определять причины школьной неуспеваемости и самостоятельно реализовывать на практике как традиционные, так и новые подходы психолого-педагогического сопровождения неуспевающих школьников с проблемами здоровья с целью повышения успешности их обучения и сохранения психического и физического здоровья.