Методические подходы к оценке эффективности затрат на качество в СМК производства и переработки мяса птицы

Журнал: «Бухучёт в сельском хозяйстве», №3, 2017г.

УДК 657.1
© Васильева Олеся Николаевна, ст. преподаватель кафедры налогообложения и финансового права, РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева 
127750, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Статья поступила 17 января 2017 г.
В статье предложен комплексный методологический подход к оценке эффективности затрат на качество и идентификации доли затрат на качество в стоимости готовой продукции птицеводства.
Реферат. Одной из приоритетных задач, сформулированных Стратегией повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 г., является совершенствование и развитие методологической базы для оценки соответствия показателей качества продукции с точки зрения их соответствия целям приобретения и заявленным потребительским свойствам, рецептурам, техническим условиям и др. В статье предлагается оценку качественных показателей конкурентоспособности по каждому виду продукции вести с использованием нормативных, потребительских и производственных стоимостных и нестоимостных экономических показателей конкурентоспособности. 
Объектом исследования выступают предприятия по производству и переработке мяса птицы. В данной связи, оценивая экономические показатели конкурентоспособности продукции, необходимо прежде всего исходить из признания категории качества самостоятельным учетным объектом.
По мнению автора, методический подход к оценке эффективности затрат на качество в СМК необходимо формировать прежде всего исходя из совокупности вышеуказанных показателей. Соответственно, для решения данной задачи предлагается использовать многоаспектный системный подход, состоящий из нескольких этапов.
Сделан вывод, что наиболее эффективно для обеспечения учетно-информационного обеспечения СМК внедрять данную методику в сочетании с формированием в учетной системе «1С: Предприятие» оценочных значений рисков потери качества внутри производства на всех стадиях бизнес-процессов по плановой стоимости. Использование информации, полученной на базе разработанной ВНИИПП методики определения конкурентоспособности продукции из мяса птицы и усовершенствованной и адаптированной автором для оценки эффективности работы СМК с учетом оценки качества продукции в стоимостном выражении, позволит руководителям предприятий оперативно корректировать свои производственные инвестиционные программы на максимальное удовлетворение спроса на мясо птицы и продукцию из него, оптимизировать ассортимент, повысить качество продукции.
Ключевые слова: оценка; затраты; учетно-информационное обеспечение; качество; продукты из мяса птицы; эффективность; конкурентоспособность.
UDC 657.1
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING COST-EFFECTIVENESS OF THE QUALITY QMS IN THE PRODUCTION AND PROCESSING OF POULTRY MEAT
© Vasilyeva Olesya, senior lecturer of Taxation and Financial Law Department, Russian Timiryazev State Agrarian University
127550, Moscow, Timiryazevskaya st., 49
The article was received on January 17, 2017
This paper proposes a comprehensive methodological approach to the evaluation of the cost-effectiveness and quality of the identifi cation of the share of the cost of quality in the cost of finished poultry products.
Abstract. One of the priorities to formulate a strategy to improve the quality of food products in the Russian Federation until 2030 is the improvement and development of the methodological framework for the assessment of compliance indicators of product quality in terms of their compliance with the objectives of the acquisition and the claimed consumer properties, formulations, specifi cations and others. The article off ers an assessment quality indicators of competitiveness for each product using lead regulatory, consumer and production cost and non-ad valorem rates of economic competitiveness.
The object of the study is the enterprise for production and processing of poultry meat. In this context, evaluating economic performance Competitiveness is necessary, fi rst of all start from the recognition of the quality category of independent accounting entity.
According to the author, a methodical approach to assessing the eff ectiveness of the cost of quality in SMC should be formed primarily on the basis of the totality of the above indicators. Accordingly, to solve this problem are encouraged to use a multifaceted approach system consisting of several stages.
It was concluded that the most eff ective for accounting and information support of the JMC to implement this technique in conjunction with the formation of the accounting system «1C: Enterprise» valuation loss of quality risk values within manufacturing at all stages of the business processes of the planned cost.
Use of information obtained on the basis of the developed technique VNIIPP determine the competitiveness of products from poultry and improved and adapted by the author to assess the eff ectiveness of the QMS operation to the evaluation of the quality of products in terms of value will allow the directors of companies quickly adjust its production investment program to fully meet the demand for poultry meat and products thereof, to optimize the range and improve the quality of products.
Keywords: assessment; costs; accounting and information support; quality; products of meat poultry; efficiency; competitiveness.
Современные экономические условия диктуют использование новых подходов не только к учету качества продукции, но и к способам оценки качества по основополагающим базовым ценностям продуктов питания (безопасность, пищевая ценность и потребительские свойства).
Качество — это не только свойства товаров и услуг, интересующих потребителя. Качество — показатель, который необходимо использовать в оценке экономического положения страны. В конечном счете низкий уровень качества наносит ущерб экономике в национальном масштабе и напрямую влияет на уровень жизни населения.
В Израиле разработана методика оценки стоимости ресурсов, теряемых в результате пренебрежительного отношения к качеству в различных секторах экономики и на всех уровнях. В результате ее использования было установлено, что суммарные потери экономики Израиля от пренебрежения к качеству в 1995 г. составили 45–47 млрд шекелей (около 15 млрд долл. США). Весомость этих потерь составила 25% валового и внутреннего продукта страны [13].
Именно в целенаправленной борьбе с пренебрежением к качеству правительство этой страны видит путь к оздоровлению экономики и повышению уровня благосостояния ее населения, а также к увеличению роста валового национального продукта, расширению зарубежных рынков, сокращению роста экономической и социальной напряженности в обществе, сокращению издержек производства, уменьшению роста цен, повышению курса валюты.
Для решения проблемы продовольственной безопасности страны перед отраслью птицеводства, как наиболее динамично развивающейся отраслью животноводства, встал вопрос о скорейшем импортозамещении не только мяса птицы, но и в целом животного белка. Высокое качество и его направленность на конкретного конечного потребителя стали приоритетом текущей деятельности и императивом вектора стратегического развития отрасли птицеводства.
Действия России в рамках единого пространства Евроазиатского таможенного союза способствуют расширению рынка экспорта продукции, позволяя успешно развиваться отрасли, прежде всего при соблюдении единых стандартов оценки качества и безопасности продукции, которые цивилизованно удовлетворяются во всем мире путем внедрения системы менеджмента качества, базирующейся на принципе прослеживаемости. Эффективность ее функционирования возможно определить, располагая прежде всего таким информационно-аналитическим инструментарием, как затраты на качество продукции в СМК. При этом для птицеводческих предприятий внедрение системы прослеживаемости стало обязательным в рамках торговли внутри ЕАЭС уже с 15 февраля 2015 г., согласно требованиям ТР ТС 034/2013 от 09.10.2013 «О безопасности мяса и мясной продукции».
Методический подход к оценке эффективности затрат на качество в СМК
Недостатки в организации учетного обеспечения системы менеджмента качества, системы внутреннего контроля на предприятиях отрасли птицеводства при необходимости постоянного повышения качества продукции птицеводства, а также отсутствие адекватной информационной системы учета затрат на качество в системе бухгалтерского, управленческого учета, позволяющей отслеживать эффективность вложения организации в экономический ресурс качества продукции на всех этапах производственной цепи, оказывают негативное влияние на процесс их сертификации по международным стандартам ИСО серий 9000, 22000, что делает их продукцию менее конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках.
Вышеизложенное подтверждает значимость задачи по выработке методики оценки качества продукции как экономической категории, прежде всего исходя из ее многоаспектных и многомерных свойств: технических, экономических, потребительских.
Оценку качественных показателей конкурентоспособности по каждому виду продукции предлагаем вести с использованием нормативных, потребительских и производственных стоимостных и нестоимостных экономических показателей конкурентоспособности.
К оценочным (нестоимостным) показателям в техническом аспекте относится уровень соответствия стандартам, техническим регламентам, ветеринарным и санитарным нормам и правилам.
К потребительским (нестоимостным) показателям в экономическом аспекте, например, относятся: уровень качества продукции относительно конкурентной продукции, внутренних и международных стандартов, ассортимент продукции, соотношение спроса и предложения на рынке продовольствия, репутация и имидж товара, вид упаковки и другие свойства в зависимости от назначения продукции [2].
К экономическим (стоимостным) показателям в учетном аспекте относятся: уровень затрат на производство продукции, удельный вес материальных затрат в себестоимости конкретного продукта, в том числе затрат на качество, уровень цен на конкретный продукт, рентабельность и другие экономические показатели [7].
Считаем, что методический подход к оценке эффективности затрат на качество в СМК необходимо формировать прежде всего исходя из совокупности вышеуказанных показателей. Соответственно, для решения данной задачи мы предлагаем использовать многоаспектный системный подход, состоящий из нескольких этапов, представленных на рис. 1.
1.png
Рис. 1. Схема методического подхода к оценке эффективности работы СМК
Принятие руководством предприятия стратегического решения сертифицироваться в соответствии с требованиями международных стандартов СМК очевидно взаимосвязано с достижением определенного финансового и экономического эффекта.
Для достижения поставленных целей в качестве сопутствующего инструментария в применении международных стандартов качества серии ИСО 9000 сертифицирующими органами рекомендуется использовать стандарт ГОСТ Р ИСО 10014–2008 «Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества», целью которого и является предоставление высшему руководству информации, необходимой для эффективного применения принципов менеджмента и выбора методов и инструментов для обеспечения успешной деятельности организации [4].
Одним из методов, предлагаемых стандартом к использованию для достижения поставленных целей, является бенчмаркинг (benchmarking) [8], который «представляет собой процесс сравнения продуктов, услуг или процессов одной организации с продуктами, услугами или процессами другой организации, как правило, признанными лидерами, с целью определения возможностей для улучшения тех аспектов, по которым проводится сравнение». В зависимости от объектов сравнения бенчмаркинг подразделяется на внутренний, функциональный, конкурентный и обобщенный [4; 6].
При внутреннем бенчмаркинге осуществляется сравнение процессов (продуктов, услуг) внутри организации. В качестве объектов выбираются близкие или похожие процессы (продукты, услуги). При внутреннем бенчмаркинге довольно легко собрать данные, однако возможности для сравнения ограниченны, и результаты могут оказаться предвзятыми.
Конкурентный бенчмаркинг основывается на сравнении с прямыми конкурентами (по предоставляемым продуктам или услугам), работающими на местном, региональном или международном рынке. Для этого вида бенчмаркинга необходимо выбирать конкурентов, находящихся на другом уровне рынка. Например, организация, работающая на местном рынке, может выбрать для сравнения организацию, работающую на международном рынке. В этом случае данные, полученные при сравнении, будут более обоснованными и важными, но их довольно трудно получить [4; 12].
При функциональном бенчмаркинге сравниваются процессы собственной организации с похожими процессами другой организации, но работающей в другой сфере деятельности. При таком виде бенчмаркинга можно получить объективные и важные данные с меньшими усилиями, применяя этичные и легальные методы получения информации [4; 12].
В обобщенном бенчмаркинге для сравнения отбираются организации, которые обладают лучшими в своем сегменте процессами и подходами. Такие организации открыто публикуют информацию о деятельности (примерами могут служить публикации по ГК «Черкизово» и другим агрохолдингам).
Для выбора конкретного вида бенчмаркинга сначала необходимо добиться полного понимания своих собственных процессов, поскольку невозможно провести адекватное сравнение, не имея представления о собственной деятельности. Для этого нужно знать границы рассматриваемых процессов, выполняемые операции, текущий уровень исполнения процессов и другие параметры, характеризующие работу.
Неполный анализ рыночной ситуации, субъективный анализ продукции собственного производства в сочетании с предвзятой оценкой уровня конкурентоспособности могут не только свести на нет эффект от реализации управленческих решений, но и привести к нерациональному распределению материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, таким образом, к рискам потери уже завоеванных позиций на рынке [5].
В качестве источников информации для выбора «эталона» по бенчмаркингу можно использовать, например, публикации по коммерческой деятельности, списки победителей премий по качеству, базы данных консалтинговых и аудиторских компаний по организациям, применяющим лучшие практики, и др.
Комплексный подход к выбору приоритетных направлений повышения эффективности работы СМК на основе бенчмаркинга позволяет максимально снизить затраты времени в сборе только полезной информации, наладить связи с партнерами по бенчмаркингу, получить объективные результаты и определить методы повышения эффективности работы СМК, эффективности потраченных ресурсов на качество [13]. Применение данного анализа на первом этапе станет одним из эффективнейших инструментов в руках менеджмента предприятия для решения поставленных задач.
Далее, на втором этапе, для оценки потребительских (нестоимостных) свойств продукции мяса птицы считаем, что наиболее рационально птицеводческим предприятиям воспользоваться методикой «Определение конкурентоспособности продукции из мяса птицы», разработанной учеными ВНИИПП [3], где для оценки свойств соизмеримой конкурентоспособной продукции также используется метод конкурентного бенчмаркинга. Информационной базой могут стать статистические данные предприятий по объему, ассортименту и качеству продукции, затратам на ее производство и другим показателям, при помощи которых оцениваются конкурентоспособность продукции и в целом результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Следует также учитывать, что конкурентоспособность товара может определяться со стороны как потребителя, так и производителя. В этой связи конкурентоспособным является тот товар, который пользуется признанием у потребителя и в то же время реализация которого более эффективна для производителя данной продукции по сравнению с товарами-аналогами.
Современные экономические условия диктуют использование новых подходов не только к учету качества продукции, но и к способам оценки качества по основополагающим базовым ценностям продуктов питания (безопасность, пищевая ценность и потребительские свойства).
В настоящее время, когда рынок насыщен разнообразными продуктами из мяса птицы как отечественного, так и импортного производства, обостряется конкуренция, в которой побеждает тот производитель, чья продукция разнообразнее, качественнее и дешевле. Повышение требований к готовой продукции вынуждает производителей расширять ассортимент и улучшать качество выпускаемой продукции, а также изыскивать резервы для снижения затрат на производство продукции, следовательно, наиболее значимыми показателями конкурентоспособности продукции птицеводческого комплекса являются качество продукции и ее цена, остальные показатели являются дополнительными.
Механизм формирования конкурентоспособности продукции птицеводческого комплекса как части рынка продовольствия в зависимости от основных факторов представлен на рис. 2.
Исходным пунктом формирования конкурентоспособности продукции предприятия является ее качество — совокупность свойств, признаков продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять потребности и запросы потребителей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
2.png
Рис. 2. Механизм формирования конкурентоспособности продукции [3]
Исходными данными для определения конкурентоспособности продукции являются [3]:
— конкретные требования потенциальных покупателей на рынке;
— возможные размеры и динамика спроса на продукцию;
— расчетный уровень рыночной цены на товар;
— ожидаемый уровень конкуренции на рынке соответствующих товаров;
— параметры продукции основных конкурентов;
— наиболее перспективные рынки для соответствующего товара и этапы закрепления на них.
Определение конкурентоспособности продукции основывается на изучении запросов покупателей и требований рынка. Каждая продукция должна производиться лишь тогда, когда на нее есть платежеспособный спрос.
Оценивая потребительские показатели конкурентоспособности продукции, прежде чем рассчитывать их количественное значение, необходимо провести ряд дополнительных исследований.
Необходимо определить цели оценки конкурентоспособности продукции, которые зависят от жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития организации и т. д. Перед тем как вывести товар на рынок, необходимо удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам, может привлечь внимание покупателей.
Со временем конкурентоспособность продукта может повышаться или понижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов.
Для готовой продукции птицеводства, согласно нормам технических регламентов, такими показателями являются [3; 4]:
— органолептические показатели (внешний вид, сортность, свежесть, срок хранения, вкус и др.);
— безопасность и экологичность (массовая доля токсичных элементов, микробиологические показатели и др.);
— упаковка, фасовка и маркировка (качество потребительской упаковки, объем порций, соответствие маркировки нормативным документам и др.).
Количество показателей качества продукции может варьироваться в зависимости от тех задач, которые предприятие ставит для обеспечения конкурентоспособности продукции.
Показатели качества продукции, которые характеризуют ее конкурентоспособность, определяются на основе значимости каждого из факторов. Они могут определяться как среди потребителей путем анкетирования, так и экспертным путем. По каждому показателю качества определяется коэффициент весомости показателя, который может быть измерен в баллах. Коэффициент весомости факторов изменяется в диапазоне от 0 до 1, общая сумма коэффициентов весомости составляет 1 (табл. 1).
Таблица 1
Параметры определения экспертным путем весомости показателей качества и оценки конкурентоспособности мяса птицы (по нестоимостным показателям)
3.png
Коэффициент весомости определяют по формуле [3]:
4.png
где:
ai — сумма баллов, присвоенная всеми экспертами по i-му показателю;
5.png — сумма баллов, присвоенная всеми экспертами всем показателям.
Параметры качества продукции предприятия и продукции конкурента определяются экспертным путем исходя из шкалы экспертной оценки, которая определяет значимость каждого фактора. По совокупности параметров определяется индекс качества, который представляет собой сумму всех параметров [3].
В качестве продукта предприятия-конкурента принимается аналогичный товар одной группы изделий (мясо птицы, полуфабрикат, колбасное изделие и др.).
Параметры оценки качественных показателей позволяют определить единичные (индивидуальные) показатели конкурентоспособности продукции предприятия по сравнению с продукцией конкурента или базовым образцом [6].
Единичные показатели (gi) отражают отношение уровня какого-либо потребительского или экономического параметра к величине такого же параметра продукта-конкурента [3].
6.png
где:
Pi — значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
Piбаз. — значение i-го базового показателя;
i — количество показателей качества продукции.
Единичные показатели — это показатели, относящиеся только к одному свойству продукта.
Групповой показатель (К) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе показателей (потребительских или экономических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем:
7.png
где:
Kn — групповой показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам продукции;
Kэ — групповой показатель конкурентоспособности по экономическим свойствам продукции;
ani — весовые коэффициенты качества, определяемые экспертным путем.
Общий групповой показатель по потребительским параметрам составит:
8.png
Приведенный расчет показал, что по потребительским параметрам анализируемая продукция предприятия более конкурентоспособна, чем продукция предприятия-конкурента.
Данный подход к оценке конкурентоспособности продукции с учетом ее качества может стать эффективным механизмом в политике ценообразования.
Далее, на втором этапе, определяем аналогичные показатели по экономическим параметрам в стоимостном выражении, которыми могут являться, например, цена на продукт, доля материальных затрат на единицу продукта, себестоимость производства продукта и другие экономические показатели.
В рамках проводимого нами исследования для учетно-информационного обеспечения СМК мы предлагаем использовать в качестве ключевого показателя именно удельный вес затрат на качество в стоимости продукции, поскольку только анализ весомости данного показателя среди других используемых экономических показателей может стать полезной информацией для руководства СМК. Исходные данные для расчета экономических показателей приведены в таблице 2.
Таблица 2
Параметры оценки конкурентоспособности мяса птицы (по стоимостным показателям)
9.png
Общий групповой показатель по экономическим параметрам составит:
10.png
Единичные и групповые показатели конкурентоспособности продукции являются основой для определения комплексного (интегрального) показателя конкурентоспособности рассматриваемой продукции по отношению к конкурирующей продукции.
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по потребительским параметрам (Kn) к групповому показателю по экономическим параметрам (Kэ) [3].
11.png
Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат производитель получает К единиц полезного эффекта. Если К > 1, то уровень качества выше уровня затрат на качество и товар является конкурентоспособным; если К < 1, то товар является неконкурентоспособным на данном рынке.
Интегральный показатель оценки качественных показателей конкурентоспособности продукции анализируемого предприятия по сравнению с продукцией предприятия-конкурента составит:
12.png
Таким образом, высокий уровень качества и оправданно более высокая цена продукта предприятия, связанная с увеличением затрат на качество по сравнению с товаром-конкурентом, позволяют продукту занять соответствующую нишу на данном рынке и конкурировать с аналогичными товарами, а также объективнее оценивать степень риска величины последствий потери качества и точнее формировать по ним резервы потери качества. Соответственно, ресурсные затраты на качество, вовлеченные в данный проект, будут наиболее инвестиционно привлекательны для предприятия [7].
Заложенные в учетной системе «1С: Предприятие» возможности при прописывании в конфигураторе справочников для введения вышеуказанных постоянных и переменных параметров позволят менеджменту предприятия, используя алгоритмы расчета вышеуказанной методики, оперативно формировать в меню «Дополнительные возможности» в закладке «Универсальный отчет» не только интегральный показатель конкурентоспособности продукции, но и различные графические приложения в виде карт рисков, графиков, диаграмм. 
Удовлетворение запросов пользователей, руководства СМК высшего звена в учетно-информационном обеспечении в режиме реального времени позволит принимать осознанные и своевременные решения относительно внутренних и внешних затрат на качество.
Считаем, что наиболее эффективно для обеспечения учетно-информационного обеспечения СМК внедрять данную методику в сочетании с формированием в учетной системе «1С: Предприятие» оценочных значений рисков потери качества внутри производства на всех стадиях бизнес-процессов по плановой стоимости.
Использование информации, полученной на базе разработанной ВНИИПП методики определения конкурентоспособности продукции из мяса птицы и усовершенствованной и адаптированной нами для оценки эффективности работы СМК с учетом оценки качества продукции в стоимостном выражении, позволит руководителям предприятий оперативно корректировать свои производственные инвестиционные программы на максимальное удовлетворение спроса на мясо птицы и продукцию из него, оптимизировать ассортимент, повысить качество продукции. Оценивая экономические показатели конкурентоспособности продукции, необходимо прежде всего исходить из признания категории качества самостоятельным учетным объектом.
Поэтому на третьем этапе для обеспечения функций контроля за количеством и качеством производимого мяса птицы в натуральном выражении и формирования эффективной ценовой политики на птицеводческих предприятиях специалистами ВНИИПП были разработаны и рекомендованы к применению коэффициенты норм выхода (Kn) готовой продукции на стадии первичной, глубокой переработки мяса птицы и коэффициенты сортности (Kс), учитывающие морфологические свойства, химический состав и другие потребительские свойства мяса птицы и его частей.
Данные коэффициенты специалистами ВНИИПП рекомендовано использовать при калькулировании продукции птицеводства, получая при этом более достоверную себестоимость, и, соответственно, рассчитывать коэффициенты потребительской стоимости и устанавливать цены реализации готовой продукции [3].
Автором предложено коэффициенты норм выхода (Kn) использовать для определения доли затрат на качество на промежуточных стадиях производства, на границах бизнес-процессов, повысив тем самым контрольную функцию за качеством сырья в СМК, а коэффициенты сортности (Kс) использовать для определения доли затрат на качество в стоимости готовой продукции, учитывая биологическую ценность и другие потребительские свойства продукта.
Этапы определения удельного веса затрат на качество в стоимости готовой продукции мяса птицы
Определение доли затрат на качество автором предложено проводить в несколько этапов, представленных на рис. 3.
13.png
Рис. 3. Этапы определения удельного веса затрат на качество в стоимости готовой продукции мяса птицы
Пример расчета доли затрат на качество для промежуточных стадий производства с учетом коэффициентов норм выхода в стадии готовой продукции и с учетом коэффициентов сортности представлен в таблице 3.
Таблица 3
Расчет доли затрат на качество в стоимости продукции
14.png
В качестве примера рассмотрим номенклатуру «Грудка», которая одновременно на промежуточных стадиях может являться как сырьем, полуфабрикатом, так и готовой продукцией в заключительной стадии производства.
Сначала на промежуточной стадии первого этапа с учетом коэффициента норм выхода (Kn) определяется нормативный выход продукции в натуральном выражении из сырья:
15.png
На втором этапе определяется сумма затрат на качество по норме выхода вида продукции:
16.png
На третьем этапе определяется доля фактических затрат на качество по норме выхода (n) вида продукции:
17.png
На четвертом этапе определяются затраты на качество по сортности (n) вида продукции:
18.png
На пятом этапе определяется доля затрат на качество по сортности вида (n) продукции:
19.png
Определение доли затрат на качество в стоимости готовой продукции позволит менеджменту предприятия, во-первых, наиболее точно формировать трансферные цены на продукцию, обоснование расчета которой требуется фискальными органами в случае квалификации внутрихолдинговой сделки как контролируемой, особенно если реализуемая продукция является сырьем для производства продукции другим аффилированным лицом, во-вторых, сформировать и обосновать цены для розничных сетей с учетом ее качества. Информацию о доле затрат на качество в стоимости готовой продукции также можно использовать как маркетинговый инструмент путем доведения ее до конечного покупателя через информацию, например, отраженную на упаковке продукции или в цене товара, что отчасти позволит производителям аргументировать цену потребителям на конкретный ассортимент птицеводческой продукции.
Данный методический подход к оценке конкурентоспособности продукции с учетом оценки ее качества, оценки эффективности затрат на качество может стать эффективным механизмом в политике ценообразования и в целом обеспечить менеджмент качества продукции вариативной, оперативной и достоверной информацией в конкретных условиях хозяйствования исходя из поставленных задач. 
Библиографический список
1. Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364-р) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultаnt.ru.
2. ГОСТ Р ИСО 22005-2009 «Прослеживаемость в цепочке кормов и пищевых продуктов».
3. Методические рекомендации по анализу затрат в производстве мяса птицы и продуктов из него. — М.: ГУ ВНИИПП, 2008.
4. Методические рекомендации по совершенствованию ценообразования в производстве мяса птицы и продуктов из него. — М.: ГУ ВНИИПП, 2009.
5. Бобылева Г.А. Состояние птицеводческого комплекса России и пути его развития // Птица и птицепродукты. — 2014. — № 6. — С. 18–22.
6. Вдовин А.И. История развития управления сельскохозяйственным производством в России / А.И. Вдовин, С.А. Вдовин, М.А. Джаман; под ред. М.А. Джамана; М-во образования РФ. Крестьян. гос. ун-т им. Кирилла и Мефодия. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. — С. 121.
7. Магомедов М.Д., Рыбин А.В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности: Учебное пособие. — М., 2012. — 212 с.
8. Овчаренко П.А. Информационное обеспечение анализа затрат на качество премиксов: Дис. канд. экон. наук: 08.00.12. — М., 2012. — 198 с.
9. Скрипко Л.Е. Экономические аспекты системы менеджмента качества: Учебное пособие / Л.Е. Скрипко. — СПб.: Конфлакс, 2004. — 70 с.
10. Хоружий В.И. Методология управления прибыльностью предприятий АПК по ключевым показателям / В.И. Хоружий. — Владимир: ВладимирПолиграф, 2010. — 128 с.
11. Хоружий Л.И. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / Под ред. Л.И. Хоружий / Л.И. Хоружий, О.И. Костина, Н.Н. Губернаторов, И.А. Сергеева. — М.: Изд-во РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, 2013. — 360 с.
12. Хоружий Л.И. Управленческий учет и анализ затрат на качество в организациях агросферы / Л.И. Хоружий, Ю.И. Катков // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2013. — № 8. — С. 56–65.
13. Хоружий Л.И., Катков Ю.Н. Пересекающийся потенциал организаций АПК в системе управленческого учета // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2013. — № 5. — С. 10.
References
1. Strategy for improving the quality of food products up to 2030 (approved by the RF Government dated 29 June 2016. Number 1364-p) [Electronic resource]. — Access: http://www.consultаnt.ru.
2. GOST R ISO 22005-2009 «Traceability in the feed and food chain».
3. Guidelines for the analysis of costs in the production of poultry meat and products from it. — M.: PG VNIIPP, 2008.
4. Guidelines for pricing improvement in the production of poultry meat and products from it. — M.: PG VNIIPP, 2009.
5. Bobylev G.A. Status of the poultry complex of Russia and ways of its development // Poultry and poultry products. — 2014. — № 6. — S. 18–22.
6. Vdovin A.I. The history of agricultural production management development in Russia / A.I. Vdovin, S.A. Vdovin, M.A. Jamal; Ed. M.A. Jamal; M. of Education. Peasants, state. Univ them. Cyril and Methodius. — St. Petersburg: Publishing house SPbGTU, 2002. — S. 121.
7. Magomedov M.D., Rybin A.V. Quality management in the food industry: a tutorial. — M., 2012. — 212 p.
8. Ovcharenko P.A. Information support for cost-benefit analysis on the quality premixes: PhD thesis. ehkon. Sciences: 08.00.12. — M., 2012. — 198 p.
9. Skripko L.E. Economic aspects of management system kachestva: Tutorial / L.E. Violin. — St. Petersburg: Confl ux, 2004. — 70 p.
10. Horuzhy V.I. Methodology of management of AIC profi tability of enterprises of key indicators / V.I. Horuzhy. — Vladimir: VladimirPoligraf, 2010. — 128 p.
11. Horuzhy L.I. Accounting Financial Accounting: textbook / Ed. L.I. Horuzhy / L.I. Horuzhy, N.N. Kostina, O.I. Gubernatorov, I.A. Sergeeva. — M.: Publisher RGAU-ICCA name K.A. Timiryazev, 2013. — 360 p.
12. Horuzhy L.I. Management accounting and cost analysis of quality in organizations agrosphere / L.I. Horuzhy, Y.I. Katkov // Accounting in agriculture. — 2013. — № 8. — S. 56–65.
13. Horuzhy L.I., Katkov Y.N. Crossing the potential of agribusiness organizations in management accounting system // Accounting in agriculture. — 2013. — № 5. — S. 10.