Материально-техническое обеспечение сельского хозяйства Беларуси: состояние и перспективы

Журнал: «Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт», №9, 2017г.

338.45.01

Material and technical support of the agriculture of Belarus: state and prospects

The article presents a retrospective analysis of the availability of the main types of agricultural machinery and equipment in Belarus, a mechanism for the supply of agricultural equipment for leasing and the main directions for the further development of the material and technical base of agriculture.Key words: agricultural equipment, technical support, machines and tractors park, leasing, navigation.

A.S. Saiganov, Institute of System Research in Agro-industrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus

A.P. Takun, Institute of System Research in Agro-industrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus

I.L. Kovalev, Institute of System Research in Agro-industrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus

Важнейшим фактором устойчивого развития АПК в настоящее время является наличие необходимой материально-технической базы, обеспечивающей возможность ведения современного инновационного аграрного производства. Основу материально-технической базы АПК составляют сельскохозяйственные машины и оборудование, динамика изменения списочной численности которых представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика списочной численности некоторых видов сельскохозяйственной техники и оборудования в аграрном секторе Республики Беларусь и Российской Федерации в 2001–2016 гг. (тыс. шт. на начало года)

Показатели Годы анализируемого периода: 2016 г. в % к 2001 г.
2001 2006 2010 2013 2014 2015 2016
Республика Беларусь
Тракторы всех марок 72,9 53,6 48,1 44,6 43,8 42,0 43,6 59,8
Комбайны:
зерноуборочные 17,1 12,8 12,2 11,9 11,6 11,1 10,5 61,4
картофелеуборочные 3,8 1,6 1,1 1,2 1,1 1,0 1,0 26,3
кукурузоуборочные, шт. 87 49 35 44 50 45 41 47,1
льноуборочные 1,8 1,3 1,0 0,8 0,7 0,6 0,5 27,8
свеклоуборочные, шт. 758 987 877 566 493 425 385 50,8
Доильные установки и агрегаты 14,8 12,8 13,5 13,5 13,3 12,9 12,5 84,5
Российская Федерация
Тракторы всех марок 746,7 480,3 330 276,2 259,7 247,3 233,6 31,3
Комбайны:
зерноуборочные 198,7 129,2 86,1 72,3 67,9 64,6 61,8 31,1
картофелеуборочные 10,0 4,5 3,0 2,7 2,6 2,4 2,3 23,0
кукурузоуборочные 4,4 2,2 1,1 0,8 0,7 0,7 0,8 18,2
льноуборочные 3,2 1,8 0,9 0,6 0,5 0,5 0,4 12,5
свеклоуборочные 12,5 7,2 3,6 2,8 2,5 2,4 2,2 17,6
Доильные установки и агрегаты 88,7 50,3 33,2 28,6 27,3 26,3 25,1 28,3

Примечание. Таблица составлена на основании статистических материалов органов государственной статистики Республики Беларусь и Российской Федерации.

Из данных таблицы видно, что списочная численность основных видов сельскохозяйственных машин и оборудования в хозяйствах Республики Беларусь в 2001–2016 гг. хотя и сокращалась, но более низкими темпами, чем в Российской Федерации. При этом в последние 5 лет в республике удалось добиться стабилизации ситуации с сокращением списочного состава техники. Во многом это стало возможно благодаря наличию механизма государственной поддержки развития материально-технической базы отечественного АПК. Центральным элементом данного механизма является лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования.

В Беларуси в настоящее время присутствуют два типа лизингодателей, оперирующих на рынке сельскохозяйственной техники и оборудования — это независимые коммерческие фирмы, с одной стороны, и уполномоченные государственные организации (РО «Белагросервис», ОАО «Промагролизинг» и др.) — с другой, которые, соответственно, осуществляют два вида лизинга — коммерческий и государственный. Коммерческий лизинг — это классический лизинг, основанный на трехстороннем договоре, организация которого у нас в республике мало чем отличается от мировых стандартов. Государственный же лизинг является более льготным, частично финансируется за счет средств республиканского бюджета и применяется преимущественно в сфере сельского хозяйства [1–2].

Механизм государственного лизинга в республике был запущен в середине 90–х гг. прошлого века, когда 2 августа 1995 г. вышло в свет постановление Кабинета Министров Республики Беларусь № 415 «Об обеспечении тракторами, сельскохозяйственными машинами и оборудованием субъектов хозяйствования Республики Беларусь». В дальнейшем принимались иные нормативные документы, уточняющие и развивающие отдельные положения данного постановления. Но суть государственного лизинга остается неизменной — обеспечение привлекательных финансовых условий для сельскохозяйственных организаций при приобретении ими техники и оборудования (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ условий государственного и коммерческого лизинга для сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь (по состоянию на январь 2017 года)

ПараметрыЕдиница измеренияГосударственный лизингКоммерческий лизинг
Первоначальный (авансовый) платеж%0–1530–40
Срок лизингаЛетДо 82–6
Маржа лизинговой компании%2–44–6
Процентная ставка по кредиту, привлекаемому лизингодателем%0–1015–25

Изначально государственный лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования все же не был чисто коммерческим проектом. Основными его целями были: с одной стороны — обеспечить стабильный сбыт отечественным предприятиям — производителям техники, с другой — не допустить падения уровня технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с этим техника поставлялась практически всем крупнотоварным аграрным предприятиям, невзирая на их финансовое состояние. Однако начиная с 2008 г. и особенно после 2012 г. акценты государственного лизинга сместились в сторону большей окупаемости вложенных ресурсов, в связи с чем техника и оборудование стали предоставляться в первую очередь платежеспособным организациям, способным платить по своим обязательствам (рис. 1).

Рис. 1. Количество предприятий, получивших технику и оборудование по лизингу, в разрезе уровня их платежеспособности* (2005–2014 гг.)

*Для целей данного анализа к платежеспособным отнесены предприятия, у которых коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами и текущей ликвидности на начало года были равны или выше норма-тивных значений; условно платежеспособные – предприятия, у которых хотя бы один из коэффициентов равен или выше нормативного значения, неплатежеспособные – оба коэффициента ниже норматива.

В последние годы акцент в материально-техническом обеспечении сельскохозяйственного производства сместился в сторону поставки аграрным предприятиям современной энергонасыщенной сельскохозяйственной техники, что положительно сказалось на качественных характеристиках машинно-тракторного парка. Так, средняя мощность тракторного двигателя в сельскохозяйственных организациях за последние 6 лет возросла более чем на 18 %, с 117,1 л. с. в 2011 г. до 138,2 л. с. в 2017 г. (рис. 2). Данная тенденция подтверждается и изменениями в структуре тракторного парка Республики Беларусь, где доля энергонасыщенных тракторов выросла с 13,0 % в 2011 г. до 17,8 % в 2017 г. (табл. 3). При этом следует отметить и рост в этот же период удельного веса тракторов малой мощности (с 1,4 до 2,8 %).

Рис. 2. Динамика увеличения средней мощности тракторного двигателя (включая тракторы, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2011–2017 гг. (по состоянию на 1 января каждого года)

Таблица 3

Структура тракторного парка сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь по группам мощности (по состоянию на 1 января каждого года)

Год Мощность в л. с.
до 65 66–180 более 181
% шт. % шт. % шт.
2017 2,8 1173 79,4 32765 17,8 7329
2014 2,2 956 82,1 35852 15,7 6881
2011 1,4 640 85,6 40122 13,0 6089

Основная доля тракторов (более 95 %) в отечественных сельскохозяйственных организациях белорусского производства. Флагман отечественного машиностроения — Минский тракторный завод как производит давно уже положительно зарекомендовавшие себя модели тракторов, так и осваивает новые, например МТЗ 3522 (рис. 3). Данный уже серийный трактор имеет мощность 355 л.с., предназначен для выполнения энер-гоемких сельскохозяйственных работ и по своим технико-эксплуатационным показателям практически не уступает зарубежным аналогам в этом сегменте машин.

Рис. 3. Трактор МТЗ 3522

Комбайновый парк сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь в настоящее время представлен моделями различных производителей. Почти 80 % — это комбайны производства ОАО «Гомсельмаш», из которых 54,6 % занимают КЗС-1218 «ПАЛЕССЕ GS12», 23,4 % — КЗС-10К (табл. 4).

Таблица 4

Состав и структура парка зерноуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь в 2011–2017 гг. (по состоянию на 1 января каждого года)

 
Производитель комбайнов, марка комбайна2011201420172017 в % к 2011
шт.%шт.%шт.%
ВСЕГО11328100,011622100,09937100,087,7
Отечественное производство — всего879277,6972883,7839484,595,5
В том числе:
 ОАО «Гомсельмаш»
720063,6869274,8782278,7108,6
КЗС-10К335329,6323627,8232623,469,4
КЗС-7 и его модификации130811,53623,1660,75,0
КЗС-1218253922,4509443,8543054,6213,9
ОАО «Лидагропроммаш»159214,110368,95725,835,9
Лида-1300143412,78397,23893,927,1
Лида-16001581,41971,71831,8115,8
Зарубежное производство — всего204818,1168314,5139614,068,2
В том числе:
ОАО «Ростсельмаш»
10629,47246,24784,845,0
Дон-1500А / 1500Б9258,25845,03383,436,5
Акрос-5301371,21401,21401,4102,2
Джон-Дир (всех модификаций)2812,52792,42702,796,1
Нью-Холланд (всех модификаций) 360,3460,4530,5147,2
Клаас (Лексикон, Мега, Доминатор, Медион и другие)6695,96345,55956,088,9
Прочие4884,32111,81471,530,1

Анализ табл. 4 свидетельствует, что состав и структура парка зерноуборочных комбайнов постепенно изменяется в сторону увеличения доли комбайнов отечественного производства. Так, в 2017 г. по сравнению с 2011 г. общее количество комбайнов уменьшилось на 12,3 %, при этом число отечественных машин увеличилось на 8,6 %, а зарубежных — снизилось на 31,8 %. Для большей наглядности данные тенденции представлены на рис. 4 в разрезе производителей техники.

Рис. 4. Динамика наличия зерноуборочных комбайнов в разрезе производителей в 2011–2017 гг.

Вопрос формирования оптимальной структуры парка зерноуборочных комбайнов является весьма актуальным в настоящее время. Как отечественные, так и зарубежные модели имеют свои достоинства и недостатки. Наиболее эффективную модель зерноуборочного комбайна необходимо выбирать только с учетом ряда конкретных показателей. Так, согласно исследованиям ученых Белорусской государственной сельскохозяйственной академии сейчас в республике оптимальный сезонный намолот составляет не менее 1000 т зерна на машину, а принимая во внимание ограниченный срок уборки урожая (около 15 дней), дневной намолот на комбайн должен быть доведен до 67 т [3]. До недавнего времени из всего модельного ряда, работавшего в АПК на уборке, этому требованию соответствовали только комбайны Lexion. Однако благодаря усилиям отечественных ученых, инженеров и конструкторов в холдинге «Гомсельмаш» появилась достойная замена иностранным высокопроизводительным комбайнам. Зерноуборочный комбайн КЗС-1624-1 «ПАЛЕССЕ GS16» (рис. 5) по производительности занимает верхнюю ступеньку модельного ряда комбайнов ПАЛЕССЕ. Машина современного технического уровня с двигателем мощностью 530 л. с. предназначена для сельхозпредприятий с крупными объемами уборки высокоурожайных зерновых колосовых, крупяных, зернобобовых и других обмолачиваемых культур.

Рис. 5. Зерноуборочный комбайн КЗС-1624 «ПАЛЕССЕ GS16»

В целом благодаря целенаправленной государственной политике по поддержке материально-технической базы наблюдается постоянный рост энерговооруженности труда в отечественных сельскохозяйственных организациях, которая в 2016 г. достигла уровня 68 л. с. на 1 работника (рис. 5).

Рис. 5. Динамика энерговооруженности сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь с 1990 по 2016 г. (по состоянию на конец каждого года)

Одним из важных направлений дальнейшего развития и совершенствования материально-технической базы села является внедрение инноваций на базе навигационного оборудования и систем. Сегодняшние реалии таковы, что уже невозможно увеличивать производительность труда в сельхозпроизводстве не внедряя высокоинтенсивных технологий при всесторонней поступательной модернизации всего сельского хозяйства на основе информационно-коммуникационных систем.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 [4], в разделе «Цифровая трансформация экономики (информатизация)» определено: в сельском хозяйстве намечается переход к точному земледелию, основанному на широком использовании данных спутниковых систем связи и навигации, автоматизированных систем сбора информации и управления процессами.

Основными направлениями внедрения данной инновационной технологии в растениеводстве станут:

— разработка приборов экспресс-анализа определения содержания в почве питательных веществ и создание электронных карт сельскохозяйственных угодий хозяйств Республики Беларусь;

— изготовление и внедрение систем точного земледелия, в том числе комплектование ими серийно выпускаемой сельскохозяйственной техники заводами-изготовителями.

Предполагается, что соответствующие инновационные технологии освоят отечественные производители в рамках реализации соответствующих стратегий инновационного развития.

Планируется широкое применение спутникового мониторинга посевов. Технология онлайн-наблюдений позволит в режиме реального времени отслеживать динамику развития растений. Основой для систем наблюдения должна стать спутниковая навигация, оснащенная радио- и сотовой связью, а также специальной вычислительной техникой и цифровыми картами.

К 2020 г. планируется широкое внедрение технологий электронного сельского хозяйства. Предусматриваются проектирование, разработка, оценка и применение инновационных способов использования информационно-коммуникационных технологий в сельском хозяйстве не менее чем на 5 % сельскохозяйственных пахотных земель [4].

Из утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196 Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. [5], важнейшими мероприятиями, предусмотренными подпрограммой: «Техническое переоснащение и информатизация агропромышленного комплекса», являются: внедрение технологий ресурсосберегающего точного земледелия, в том числе за счет приобретения перспективных машин, оснащенных навигационной системой и обеспечивающих компьютерное управление технологическим процессом; разработка, внедрение и сопровождение в агропромышленном комплексе систем управления ресурсами, географических информационных систем, автоматизированных информационных систем и банков данных, в том числе систем по сбору, обработке и анализу данных, информационных систем по совершенствованию административных процедур; обеспечение создания, функционирования и развития системы ведомственного информационного взаимодействия в агропромышленном комплексе.

Совершенно очевидно, что широкое внедрение в машинно-тракторный парк АПК республики новейших информационных технологий, систем спутниковой навигации и мониторинга позволит эффективно осуществлять эксплуатационно-технологический мониторинг агрегатов в процессе их работы, позиционирование мобильных машин, контроль состояния технических объектов, ход выполнения и качество технологических операций, объем выполненных работ [6–7, 12].

При общей тенденции снижения количества мобильных машин в сельском хозяйстве из анализа табл. 5 видно, что по некоторым позициям (тракторы, зерноуборочная и автотранспортная техника) за 4 года количество машин уменьшилось от 8,6 до 17,2 %, а доля сельхозмашин, укомплектованных навигационной системой, за рассматриваемый период по этим позициям существенно выросла — в 2,4–2,5 раза.

Таблица 5

Динамика наличия некоторых видов сельхозмашин в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2012–2016 годы по состоянию на конец года

Группы, виды машин 2012 2013 2014 2015 2016 Совокупный среднегодовой темп роста 2016 к 2012
шт. %
Всего тракторов (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) 45162 43804 42039 43587 41267 –2,2 91,4
из них тракторов, укомплектованных навигационной системой 1325 1533 1930 2776 3245 25,1 244,9
Всего зерноуборочных комбайнов 12004 11637 11062 10525 9937 –4,6 82,8
из них зерноуборочных комбайнов, укомплектованных навигационной системой 71 99 118 165 179 26,0 252,1
Всего грузовых автомобильных транспортных средств 23195 22175 21065 20745 19408 –4,4 83,7
из них грузовых автомобильных транспортных средств, укомплектованных навигационной системой 926 999 1214 1898 2208 24,3 238,4

Примечание. Таблица составлена и рассчитана по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь [8].

По состоянию на конец 2016 г., доля тракторов, оборудованных системами спутниковой навигации, составляет немногим более 3,2 тыс. единиц, или 7,9 % от совокупного тракторного парка сельхозпредприятий, совокупный среднегодовой темп роста за четыре года составил более 25 %, но по проведенным расчетам при ежегодном темпе роста по оснащению тракторного парка навигацией в 37–40 % и при поступлении новых тракторов в хозяйства с уже оборудованными спутниковыми системами, потребуется около 7–8 лет для полной доукомплектации общего тракторного парка АПК республики навигационным оборудованием. Доля зерноуборочных комбайнов, укомплектованных навигационной системой, от всего парка зерноуборочных комбайнов на конец 2016 г. составляет 1,8 %, совокупный среднегодовой темп роста с 2011 по 2016 г. по оснащению навигационными системами составил 26 %. Однако учитывая, что парк зерноуборочных комбайнов республики составляет почти 10 тыс. ед., то при таком среднегодовом темпе роста по оснащению навигацией этого сегмента машин, чтобы добиться полного оснащения всего парка зерноуборочных комбайнов, потребуется более 17 лет, что совершенно неприемлемо для достижения уровня современного высокотехнологичного сельхозпроизводства в Беларуси за текущую пятилетку (2016–2020 гг.). Немного иным образом складывается ситуация с парком грузовых автомобильных транспортных средств в АПК. Доля грузовых автомобильных транспортных средств, укомплектованных навигационной системой, от всего грузового транспортного парка составляет почти 11,4 % при среднегодовом темпе роста оснащения машин системами навигации в 24,3 % за 2012–2016 гг. При таком темпе роста полное оснащение грузового парка составит 10 лет. По нашим расчетам, при устойчивом среднегодовом темпе роста не менее 43 % для полного оснащения всего транспортного грузового парка машин потребуется не более 6 лет.

Из анализа данных можно заключить, что происходит активное самостоятельное оснащение системами навигации парка тракторов, зерноуборочных комбайнов и автомобильных грузовых транспортных средств непосредственно самими сельхозорганизациями собственными силами или за собственные средства с привлечением специализированных сторонних организаций. Так, за 2016 г. в Республике Беларусь общее количество тракторов, укомплектованных навигационной системой, увеличилось почти на 17 %, а поступило новых с уже установленной навигационной системой 0,7 % к общему количеству оборудованных навигацией на конец года. Это свидетельствует о том, что важность и необходимость комплектации мобильных машин навигационным оборудованием для эффективного ведения сельскохозяйственного производства уже давно понимается именно на уровне сельхозпроизводителя, и здесь задача государства в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия, областных и районных исполнительных комитетов и отечественных производителей сельскохозяйственной техники состоит прежде всего в создании благоприятных условий, в том числе и финансовых, для дооснащения их МТП современными системами и средствами навигации, а также другим высокотехнологичным оборудованием [7, 9].