Концепция целевой пригодности — основа глобальной программы управления земельными ресурсами

Журнал: «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель», №9, 2018 10:28:00г.

332

Target suitability – the basis of the global land administration program

The article analyses the concept of target suitability, which forms the basis of the global land administration program established by the UN and projected up to 2030. The paper considers the goals and objectives of the program as well as the ways to resolve land-related problems of the countries, especially developing, related to social integration and stability, investment and economic development, environmental protection and rational use of natural resources ensuring sustainable development.

Kartavykh L.H.

Keywords:land administration, target suitability, sustainable development, land management tools

Осуществление эффективного управления земельными ресурсами является основной проблемой во многих странах мира, как развитых, так и развивающихся.

Для решения этой насущной проблемы глобальной сетью разработчиков средств землеустройства в рамках ООН была создана глобальная программа управления земельными ресурсами, рассчитанная до 2030 г., в основе которой лежит концепция целевой пригодности, которая является не просто техническим решением, а представляет собой систему применения пространственных, правовых и организационных методологических средств, наиболее подходящих для полного обеспечения правовых гарантий землевладения и контроля за эффективным использованием природных ресурсов. Цели и задачи программы включают экономические, социальные и экологические аспекты и признают их взаимодействие в достижении устойчивого развития во всех его аспектах.

Управление земельными ресурсами — это политика, процессы и структуры управления землей, имуществом и др. природными ресурсами.

Сюда можно отнести и решения о доступности земельных ресурсов, земельных правах, типах землепользования и перспективах развития.

Функциональным компонентом концепции управления земельными ресурсами является ряд функций, которые включают землевладение (обеспечение прав на землю и природные ресурсы и процедуры их передачи), стоимость земли (оценка и налогообложение земли) и освоение земли (реализация коммунальных услуг, инфраструктура, строительные работы, развитие городов и сельских районов).

Таким образом, система управления земельными ресурсами представляет стране инфраструктуру для реализации земельной политики и стратегии управления земельными ресурсами в поддержку устойчивого развития. Для достижения цели устойчивого развития существует острая необходимость в эффективном мониторинге и оценке прогресса. Существует также потребность в надежных и достоверных данных для разработки соответствующей политики и вмешательств для достижения целей устойчивого развития. Такая система мониторинга и оценки имеет решающее значение для осуществления прогресса и достижений на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Разработано около 240 показателей, позволяющих оценивать достижение целей.

Большинство развивающихся стран изо всех сил пытаются найти средства правовой защиты землевладений и решения многочисленных земельных проблем, которые приводят к возникновению земельных конфликтов и споров, замедляют экономическое развитие и препятствуют достижению странами своих истинных возможностей. Существующие инвестиции в области управления земельными ресурсами разрознены и не вносят необходимых изменений и улучшений в широком масштабе. Без гарантий владения жильем и землей невозможно помочь нуждающимся, бедным и находящимся в неблагоприятном положении. Фактически бенефициарами неустойчивого управления землей являются элиты и организации, занимающиеся захватом земель (что зачастую наблюдается в развивающихся странах). Пришло время переосмыслить подходы, требуются решения, которые могут обеспечить безопасность владения землей для всех. Именно для такого подхода и возникла концепция целевой пригодности, имеющая три фундаментальные характеристики.

Во-первых, основное внимание уделяется цели и путям ее наилучшей реализации;

во‑вторых, данная концепция требует гибкого дизайна работы в рамках ограничений;

и в третьих, она подчеркивает перспективу дополнительных улучшений для обеспечения непрерывности и применимости.

Целью концепции целевой пригодности является обеспечение гарантий владения землей всем людям. Следовательно, средства для достижения этой цели должны быть рассчитаны таким образом, чтобы быть наиболее «пригодными» для достижения именно этой цели, а не слепо руководствоваться жесткими стандартами точности и высокими технологическими решениями.

Концепция целевой пригодности предполагает гибкость с точки зрения различных требований к пространственной точности и формированию правовых и институциональных рамок для максимально возможного удовлетворения социальных потребностей. Эта концепция также включает гибкость для различных видов владения, начиная от социального или обычного владения и заканчивая более формальными видами, таких как частная собственность.

Что касается третьей характеристики концепции — поэтажного улучшения — решения должны быть разработаныдля удовлетворения основных социальных потребностей путем сбалансирования затрат, точности и времени. Модернизация и улучшение могут быть предприняты в ответ на социально-правовые потребности и возникающие экономические возможности. Таким образом, как указывалось выше, концепция целевой пригодности включает три основных компонента: пространственную, правовую и институциональную структуру, каждый из которых является гибким и может быть улучшен с учетом социальных потребностей и финансовых ресурсов (рис. 1).

Пространственная структура направлена на то, чтобы отобразить, каким образом земля занята и используется: масштабы и точность должны поддерживать безопасность юридических прав владения землей, также управлять этими правами использования земли и природных ресурсов через институциональные рамки.

Поэтому нормативно-правовая база концепции должна быть закреплена в правовых рамках, а институциональная структура должна быть разработана на основе комплексного прозрачного и удобного для пользователя способа администрирования этой нормативной базы.

Для этого снова требуется надежная и актуальная информация о земле, предоставляемая через пространственные рамки. Подход концепции целевой пригодности включает четыре ключевых принципа для каждой из трех структур, как указано в табл. 1

В то время как обычные кадастровые системы используют документацию об исследованных земельных участках в качестве основы для внесения прав в земельный кадастр, концепция целевой пригодности использует, пo возможности или целесообразно, аэрофотоснимки или спутниковые снимки для выявления видимых границ участка, а права определяются и вносятся в регистр. По существу, это подход, основанный на широком участии местных специалистов по земельным ресурсам с привлечением всех заинтересованных сторон.

Кроме того, в то время как обычные кадастровые системы высоко стандартизированы, подход концепции целевой пригодности является гибким с точки зрения требуемой точности (и соответствующих подходов к измерению), а также в отношении видов владения, которые должны быть защищены. Система управления земельными ресурсами может быть модернизирована и со временем улучшена. Подход концепции может быть сформирован в соответствии с требованиями страны и не всегда требует новейших технологий или дорогостоящих, отнимающих много времени обычных полевых исследований. Кроме того, он может быть адаптирован к различным региональным топографиям и факторам плотностиградостроительства, внося все изменения в формы собственности (владения землей).

Именно тогда общенациональный подход, охватывающий все типы владения и земли, является доступным и может быть достигнут в разумные сроки, в зависимости от размера страны.

Этот подход может поддерживаться группой местных инспекторов, которые расширят возможности ограниченного числа специалистов по земле.

Концепция целевой пригодности будет включать все значительные изменения со стороны всех заинтересованных сторон в земельном секторе, которые следует решать в управлении.

Возрастает политическое давление на перемены, которые могут более эффективно поддерживать глобальную программу землепользования и способствовать глобальным вызовам XXI в. Положения, представленные выше, не являются инструкцией. Они обеспечивают руководящие принципы для создания систем управления земельными участками. Эти принципы не следует толковать как обязательные, они должны обеспечивать направление по созданию пространственных, правовых и институциональных основ в поддержку разработки конкретных стратегий страны для осуществления управления земельными ресурсами. Этот процесс показан на рис. 2.

Стратегия концепции целевой пригодности для конкретной страны в области управления земельными ресурсами будет основыватьсяна анализе контекста каждой страны и исходных условий, существующих пространственных, правовых институциональных структур (основ). Контекстный анализ страны будет включать определение культуры, условий и политики, существующих в стране, которые ограничивают и определяют способ осуществления управления земельными ресурсами внутри страны. Анализ существующих пространственных, правовых, институциональных структур будет определять нынешний подход и выявлять любые ограничения для изменений. Эти анализы могут следовать основам, изложенным в программе оценки землепользования Всемирного банка (МБРР) по нормам оценки управления земельными ресурсами. Затем руководящие принципы, концепции целевой пригодности будут использоваться для создания стратегии для каждой страны в соответствии с пространственными, правовыми и институциональными основами для осуществления управления земельными ресурсам в рамках концепции, где также потребуется принятие различных мер по развитию потенциала, а также использовать инструкции по конкретным странам.