Как привлечь иностранных студентов?

Журнал: «Ректор вуза», № 9, 2018 17:18:00г.

Введение

Согласно данным Института международного образования (США) за 2016 г. Россия занимала 6-е место в списке стран — экспортёров образования. Общее количество иностранных граждан, обучающихся в России, составляет 296 200 человек, 6,21% от общемирового объёма международных студентов, представляющих 182 страны мира.

По предварительным данным за 2017 г., доля иностранных граждан должна возрасти за счёт некоторого увеличения количества иностранных студентов и уменьшения количества российских студентов.

Наибольшая доля средств от очного обучения приходится на вузы Минобрнауки России (10 252 494 715 — 48,5%). Также, согласно представленной статистике, наибольшее количество иностранных студентов обучается в вузах со средней оплатой 105 867 руб.

Наибольшая доля иностранных студентов приходится на страны, имеющие с Россией общую границу и крепкие связи, в том числе деловые, экономические и исторические: Казахстан (24,8%), Украина (7,8%), Китай (7,6%), Узбекистан (7,3%), Туркмения (6,4%), Белоруссия (5,4%), Таджикистан (5,1%), Азербайджан (4,6%). Но территориальная удалённость, хотя, очевидно, и играет роль при выборе региона обучения, не является его ключевым фактором. Так, наибольшее количество международных студентов сосредоточено в ЦФО и СЗФО.

Набор в России на бюджет характеризуется большим количеством квот гражданам Китая (850 квот), Вьетнама (800 квот), Таджикистана (700 квот), Молдовы (в том числе Приднестровья) (580 квот) и Киргизии (460 квот). За последний год увеличилось количество квот для граждан Монголии (488 квот) и Сирии (438 квот). В результате регионами — лидерами по использованию российских квот стали страны СНГ и Азии.

Выбор обучения за рубежом абитуриентами и студентами определяется внутренними и внешними причинами. К внутренним мотивационным факторам можно отнести желание получить образование более высокого качества, диплом, который высоко ценится на международном рынке труда, стремление улучшить языковые навыки и навыки межкультурного общения. На решение студентов оказывают влияние друзья и родители.

Внешними являются факторы, характеризующие уровень образования и трудоустройства в родной стране. Выбор конкретной страны и университета зависит от полноты и привлекательности доступной информации, исторических, экономических и культурных связей между направляющей и принимающей странами, благоприятного миграционного законодательства и финансовых условий пребывания, возможности трудоустройства в стране после окончания учёбы, взаимного признания дипломов, академической репутации вуза, а также специальных мер или стратегий, предпринимаемых на государственном и институциональном уровне для привлечения иностранных обучающихся.

Преимущества российского образования

В качестве преимуществ российского образования на сайте Министерства образования и науки РФ1 отмечаются:

— Фундаментальный характер университетского образования. В России можно получить глубокие, фундаментальные знания по всем направлениям, но больше всего страна известна своими сильными научными школами в области физико-математических и естественных наук. Россия — признанный мировой лидер в подготовке математиков, физиков, химиков, геологов, инженеров, программистов, врачей и специалистов других естественно-научных областей.

— Большой выбор университетов и образовательных программ. Иностранных абитуриентов в России ждут:

• 896 университетов в 85 регионах страны — от Калининграда до Владивостока;

• 205 направлений подготовки — от математических и естественных наук до актёрского искусства;

• 657 специальностей по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры (ординатуры, адъюнктуры), ассистентуры-стажировки.

Российские вузы также предлагают довузовские подготовительные программы (подготовка в бакалавриат, специалитет и магистратуру), краткие программы (летний университет, семестр в России, летние школы), программы изучения русского языка как иностранного, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

— Оптимальное соотношение цены и качества образования. Обучение на контрактной основе в российских вузах гораздо дешевле, чем в университетах США, Канады и Великобритании, а по уровню подготовки ведущие вузы России составляют достойную конкуренцию западным образовательным организациям.

— Возможность обучения на бюджетной основе. Россия — одна из немногих стран, предоставляющих иностранцам возможность бесплатного обучения. Ежегодно российское правительство выделяет десятки тысяч бюджетных мест в российских вузах для иностранных граждан (в 2017 г. было выделено 15 тыс. мест). Кроме того, некоторые категории иностранцев, в том числе соотечественники, могут поступать на бюджетные места вне квот наравне с россиянами. Ещё одна возможность — принять участие в университетских олимпиадах, победителям и призёрам которых предоставляются льготы при поступлении в ведущие российские вузы (по квотам и на бюджетные места).

— Возможность изучения русского языка.

— Возможность обучения на английском языке.

— Возможность получить двойные дипломы. Дипломы российских вузов признают в большинстве государств мира. Облегчают эту процедуру межправительственные соглашения России более чем с 60 странами, в том числе с Финляндией, Испанией, Кубой, Индией, Вьетнамом, Китаем, Венесуэлой, Намибией, а в июне 2015 г. такой документ был подписан с Францией. Кроме того, многие российские вузы реализуют совместные программы с зарубежными университетами, выдавая выпускникам двойные дипломы.

— Удобные и оснащённые кампусы и общежития.

— Лёгкая адаптация для иностранцев. Российские вузы гордятся многолетним опытом обучения и адаптации иностранцев: действуют программы кураторства первокурсников, развит институт студенческих землячеств.

— Разные климатические зоны.

— Россия — страна с великой культурой.

— Возможность заниматься спортом. Российские университеты, как правило, имеют собственную спортивную инфраструктуру и готовы предложить своим учащимся отличные возможности для занятий спортом. При вузах создаются спортивные команды, побеждающие на престижных соревнованиях, в том числе Универсиадах.

— Льготы для студентов. Студентам в России предоставляются льготы, в том числе на проезд в общественном транспорте, скидки на посещение музеев, библиотек, театров, концертов, парков и других общественных и развлекательных мест.

— Увлекательная студенческая жизнь. Студенты участвуют в спортивных соревнованиях, конкурсах, студенческих праздниках, фестивалях. В вузах есть собственные студенческие театры, спортивные команды, волонтёрские объединения и студенческие строительные отряды.

Какие же механизмы и инструменты помогут реализовать эти преимущества и привлечь иностранных абитуриентов в российские вузы?

В этой работе будет дан обзор таких стратегий, инструментов и каналов привлечения, реализуемых в России на национальном, региональном и институциональном уровнях, и предложены рекомендации по улучшению механизмов привлечения иностранных студентов с учётом лучших зарубежных практик.

Национальные политики, стратегии и структуры по привлечению иностранных студентов

На национальном уровне важно отметить наличие стратегии привлечения иностранных студентов, бренда образования, структур по привлечению иностранных студентов, финансовой поддержки стратегии привлечения; нормативных документов по обеспечению благоприятной среды пребывания иностранных студентов.

В Российской Федерации стратегия привлечения иностранных обучающихся обозначена в ряде концепций и проектов. В 2014 г. была принята «Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом», утверждённая МИД России. Концепция нацелена на формирование системы эффективных мер по продвижению российского высшего образования за рубежом.

В 2013 г. началась реализация проекта «5– 100» повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, целью которого является укрепление конкурентоспособности российских вузов в мировом научно-образовательном пространстве. Одна из задач проекта — увеличить количество иностранных студентов в отобранных вузах, в том числе и в рамках совместных программ.

В 2017 г. запущен приоритетный проект по экспорту российского образования, определяющий основные модели привлечения иностранных обучающихся и ставящий целью увеличение количества иностранных студентов в РФ в 3 раза к 2025 г. В описании целевых моделей экспорта образовательных услуг определены 10 стран, наиболее привлекательных для России с точки зрения набора иностранных студентов: Китай, Индия, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Монголия, Бразилия, Ангола, Франция.

Национальный бренд российского образования Study in Russia продвигается зарубежными представительствами различных государственных структур и университетами, однако нет чёткого описания бренда и стратегии его продвижения по сравнению с зарубежными странами — Великобританией, Канадой, Финляндией.

Для поступления в российский вуз (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 107) иностранным абитуриентам необходимо пройти процедуру признания своих документов об образовании.

Под признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение уровня полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации с предоставлением их обладателю академических, профессиональных и (или) иных прав. Решение о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации принимается Рособрнадзором.

Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2014 № 272-р уполномоченной организацией, осуществляющей функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, учёных степеней и учёных званий, полученных в иностранном государстве, является Главэкспертцентр.

Процедура признания может осуществляться в других полномочных организациях. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены образовательные организации высшего образования, которые вправе самостоятельно осуществлять в установленном ими порядке признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

Особенности набора и приёма иностранных граждан в образовательные организации Российской Федерации

Согласно существующим нормативным документам (приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» и приказ Минобрнауки России от 12.01.2017 № 13 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре») иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение высшего образования: услуг.

1. По контракту, за счёт средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных

Привлечение иностранных граждан в российские образовательные организации по контракту осуществляется с использованием практически всех каналов набора. Кандидаты, поступающие по контракту (вне зависимости от каналов привлечения), поступают в российские вузы по итогам внутренних отборочных мероприятий.

2. За счёт бюджетных ассигнований в соответствии с:

— международными договорами Российской Федерации, федеральными законами (ФЗ от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»). Поступление осуществляется на условиях общего конкурса с российскими абитуриентами;

— установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.10.2013 № 891. Постановлением устанавливается количество иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, ежегодно принимаемых на обучение в Российской Федерации по программам среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, — до 15 тыс. человек.

...Отборочные испытания в российских вузах поступающие в рамках квот не проходят (за исключением творческих испытаний)...

Приём иностранных граждан на обучение в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования по квотам осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации. Процедура отбора иностранных граждан на обучение в Российской Федерации в пределах квоты разработана Минобрнауки России и осуществляется представительствами Россотрудничества (РЦНК) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 844 «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Отбор иностранных граждан на квоту осуществляется в два этапа.

Перед первым этапом отбора образовательные организации в срок до 1 октября года, предшествующего году приёма иностранных граждан, предоставляют в Минобрнауки России предложения по количеству квот, список направлений обучения всех академических уровней и сроки.

Первый этап включает в себя отбор на территории зарубежной страны (на площадках РЦНК или посольств РФ) иностранных граждан для приёма на обучение. Регистрация иностранных кандидатов осуществляется на официальном сайте russia.study, в информационно-аналитической системе. Отборочные испытания могут проходить в форме собеседования, конкурса портфолио, тестирования, участия в олимпиадах. Дополнительной формой отбора на получение квоты в магистратуру стала Международная дистанционная олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты» для абитуриентов магистратуры Open Doors: Russian Scholarship Project, которая проводится при поддержке Минобрнауки России и Россотрудничества.

Второй этап отбора осуществляется образовательными организациями, готовыми принять на обучение иностранных граждан из числа отобранных на первом этапе кандидатов после размещения анкет на сайте Минобрнауки России russia-edu.ru — в информационно-аналитической системе формирования и распределения квоты приёма иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в Российской Федерации. Второй этап отбора вузами, указанными в анкете кандидатом (до шести вузов), происходит по результатам оценки сканированных копий документов об образовании кандидатов. Отборочные испытания в российских вузах поступающие в рамках квот не проходят (за исключением творческих испытаний).

Ежегодно Россотрудничество реализует проекты и программы, направленные на экспорт российского образования:

— экспорт российского образования;

— День российской науки за рубежом;

— Единый день выпускника;

— полилингвальные лагеря;

— отборочная кампания в российские вузы.

Ещё одной мерой, расширяющей возможности доступа соотечественников, проживающих за рубежом, к высшему образованию в России стало решение Правительства Российской Федерации о создании пунктов проведения единого государственного экзамена в российских организациях, осуществляющих образовательную и культурную деятельность в государствах — участниках Содружества Независимых Государств. Открыты пункты сдачи ЕГЭ в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Казахстане, Туркменистане2 .

Формы взаимодействия российских образовательных организаций и Россотрудничества

В настоящее время Россотрудничество имеет 98 представительств в 81 стране мира: 74 российских центра науки и культуры в 62 странах, 24 представителя агентства в составе посольств в 22 странах. Россотрудничество через свои представительства за рубежом (РЦНК) оказывает содействие российским образовательным организациям в сопровождении международных проектов по трём основным направлениям:

  1. экспертно-консультационное;
  2. информационное;
  3. логистическое.

Партнёрские отношения с представителями российской высшей школы Россотрудничество устанавливает в формате заключения соглашений о сотрудничестве с одновременным подписанием ежегодных планов совместных мероприятий.

Продвижение российского образования неразрывно связано с продвижением русской культуры и языка.

Представительства Россотрудничества в зарубежных странах являются площадками, на которых работают курсы русского языка, проходит государственное тестирование по русскому языку как иностранному, проводятся культурно-просветительские, образовательные, научно-методические мероприятия, направленные на популяризацию русского языка, распространение русской культуры, продвижение российского образования.

Значительный вклад в продвижение русского языка и культуры вносят российские вузы. Обучение иностранных граждан русскому языку и общеобразовательным предметам на русском языке на этапе довузовской подготовки, профессиональная подготовка на русском языке на основном этапе обучения, курсы русского языка различной продолжительности, школы русского языка, система культурно-просветительских мероприятий, направленных на постижение русского языка и культуры, страноведческие программы — всё это формирует университетскую систему продвижения русского языка.

Национальные инструменты привлечения иностранных студентов

Студенческие визы

В настоящее время учебная виза иностранным студентам даётся на 90 дней независимо от срока их обучения. Виза продлевается на полный срок обучения после приезда студента в университет. Все иностранные студенты ставятся на миграционный учёт.

Возможность трудоустройства во время и после обучения

Иностранные студенты могут работать в кампусе своего университета в свободное от учёбы время. Для работы вне кампуса они должны получать разрешение на работу в территориальном органе Главного управления по вопросам миграции МВД. По окончании учёбы студенты должны выехать на родину. Более подробная информация, включающая рекомендации по улучшению политики РФ в этих областях, содержится в отчётном документе по КТ «Благоприятная среда для пребывания иностранных студентов».

Разнообразное портфолио академических программ

Дополнительным инструментом привлечения иностранных студентов в университет могут служить программы на английском языке (особенно в магистратуре и аспирантуре), совместные программы, реализующиеся в сотрудничестве с зарубежным вузом, в результате обучения на которых студенты получают два диплома, и массовые онлайн-курсы и программы (МООКс) на различных платформах.

Лидерами по уникальным академическим программам являются вузы, входящие в проект «5–100». Наиболее часто партнёрами в совместных программах выступают Франция и Германия. Основные платформы для размещения электронных курсов и программ, используемых вузами, входящими в проект «5–100», являются Coursera, EDX и Национальная платформа открытого образования https://openedu.ru/. Одним из академических инструментов привлечения иностранных студентов служат летние/ зимние школы. Многие российские вузы предлагают ДПО в формате летних школ.

Стипендиальная поддержка

В Российской Федерации стипендиальная поддержка как механизм привлечения иностранных абитуриентов пока не получила достаточного развития. Существует большая государственная программа стипендий для иностранцев Russia Study, которая на конкурсной основе предоставляет бесплатное обучение на весь период получения образования, включая курсы русского языка, место в общежитии и ежемесячные выплаты на личные расходы. На региональном уровне широко известных стипендиальных программ нет. На уровне вузов имеются отдельные примеры:

— Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) предлагает гибкую систему скидок для поступающих на образовательные программы магистратуры иностранных граждан3 величина которых доходит до 50% для победителей конкурса портфолио;

— Российский международный олимпийский университет: стипендия Фонда Потанина для иностранных граждан на обучение по программе на английском языке «Мастер спортивного администрирования» (Master of Sports Administration)4 ;

— Уральский федеральный университет предлагал 65 стипендий, покрывающих полную стоимость обучения, иностранным студентам, поступающим на магистерские программы на английском языке, и 50 стипендий, покрывающих стоимость обучения одного года5 . Информации о реализации программы после 2017 г. в открытых источниках нет.

В большинстве стран, успешно реализующих программы экспорта образовательных услуг, предлагаются разнообразные формы стипендиальной поддержки иностранных студентов. Цель такой поддержки — повышение привлекательности национальной образовательной среды путём покрытия затрат иностранных студентов, связанных с обучением и проживанием.

Перспективным для применения в РФ можно считать опыт разработки и реализации специализированных стипендиальных программ: а) для целевых стран и регионов, которые являются приоритетными партнёрами и входят в сферу политических, гуманитарных, экономических интересов страны; б) по приоритетным областям знаний.

На институциональном уровне имеет смысл говорить о стипендиальных программах для иностранцев, организованных вузами или специальными фондами.

Собственные стипендиальные программы создают крупнейшие вузы развитых стран, имеющие устойчивые позиции в мировых рейтингах, самостоятельно или совместно с партнёрами из числа бизнес-структур или общественных организаций.

Рассматривая возможности стипендиальной поддержки обучающихся на уровне вуза, следует определить возможные источники финансирования и механизм предоставления средств. Перспективными источниками могут быть: целевой капитал вуза (эндаумент) и средства партнёров — специальных фондов и работодателей. При отсутствии достаточных средств в эндаумент-фонде реальной формой финансового стимулирования входящей мобильности представляется развитие партнёрских отношений с бизнесом. При этом необходимо находить сферы пересечения интересов, на базе которых могут создаваться отдельные стипендиальные программы. Наиболее очевидная основа такого сотрудничества — заинтересованность в подготовке кадров высшей квалификации для реализации стратегических планов развития бизнеспартнёра, конкретизированных по регионам и содержанию (сфере деятельности). Предпосылками такого сотрудничества являются: наличие сильных и заинтересованных в стратегическом партнёрстве компаний, потребность работодателя на перспективу в кадрах определённого уровня и сферы подготовки, признаваемый бизнес-партнёрами научно-образовательный потенциал вуза в данной сфере, наличие источников финансирования такой программы (готовность выделить средства), разработка механизма информирования потенциальных студентов и конкурсного отбора.

Транснациональное образование

Одной из стратегий экспорта российского образования, а также продвижения бренда университета считается создание филиалов и представительств. При этом следует отметить, что конкретная стратегия напрямую зависит от законодательства страны, где размещается филиал. Существуют четыре основных подхода: создание филиала университета в формате внутрироссийском с полным трансфером образовательных методов и технологической базы; создание совместного университета с паритетной финансовой ответственностью; реализация образовательных программ дистанционно с использованием технической базы университетареципиента; смешанное обучение. Вторая схема (создание совместных университетов) встречается чаще всего, поскольку во многих странах (например, в крупнейшем импортёре международного образования Китае) законодательно запрещены филиалы иностранных университетов. Четвёртая стратегия (смешанное обучение) реализуется ведущими зарубежными вузами в виде франчайзинга, то есть через соглашение, при котором вуз даёт эксклюзивные права на распространение на конкретной территории под своим брендом образовательных услуг другим вузам в обмен на получение от них платежей при условии строгого соблюдения технологий и сервиса. В этом случае контроль качества осуществляется вузом-донором.

Зарубежными университетами давно используются филиалы в качестве механизма привлечения абитуриентов, брендирования, а также как солидный источник доходов. Лидерами в данном направлении считаются университеты США с филиалами в Европе, а среди европейских университетов — британские. В частности, в 2012 г. число студентов, которые выбрали для получения высшего образования филиалы британских вузов за пределами Великобритании, составило 13%. Тенденция такова, что абитуриенты предпочитают поступать и обучаться в иностранных филиалах вузов Великобритании (которые расположены по всему миру), а не в главных университетах, расположенных внутри страны. Одним из факторов влияния оказывается политика Великобритании в сфере высшего образования, чрезвычайная селективность тех, кто в будущем будет отобран для продолжения обучения в главных университетах Британии, и выгодные финансовые условия при обучении в филиале по сравнению с центральным вузом.

Филиалы рассматриваются как визитные карточки европейских университетов, высокую оценку получили филиалы французских университетов — Франко-немецкий университет, Университет Галатасарай в Турции, Французские университеты в Египте и Армении, высшие бизнес-школы в Бейруте и Алжире, Научно-технический университет Ханоя, Центральная школа Пекина и т.д.

Стоит отметить, что все филиалы находятся в странах с развивающейся экономикой — Китай, Вьетнам, Индия и т.д. Китай является одним из ведущих импортёров высшего образования, создавая на своей базе университетские кластеры. Так, например, практически одновременно с реализацией проекта «МГУ в Китае» правительство Шэньчжэня открывает в городе на одном пятачке ещё несколько совместных университетов с такими известными вузами, как университеты Беркли (США), Квинсленд (Австралия), Глазго (Шотландия).

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2014 г. за рубежом работали 26 филиалов российских вузов, качество преподавания в которых заметно разнилось. Лидерами по экспорту российского образования являются МГУ и СПбГУ, получившие приоритетное право создания сети филиалов за рубежом. Зарубежные филиалы рассматриваются как базовые организации для продвижения русского языка и преподавания на русском языке в соответствующих странах.

В странах геополитического интереса обращает на себя внимание функционирование представительств и филиалов российских университетов по приоритетным направлениям науки и образования:

— представительство федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» в Социалистической Республике Вьетнам (представительство ФГБОУ ВО «КНИТУ» в СВР);

— в ОАЭ также существуют филиалы российских вузов, где есть интерес к русскому языку, бизнес-культуре и экономическому сотрудничеству. Например, филиал Санкт-Петербургского государственного инженерноэкономического университета (ИНЖЭКОН), расположенный в СЭЗ Knowledge Village в Дубае; филиал Московского финансово-промышленного университета «Синергия» (Университет «Синергия»), расположенный в районе Jumeirah Lakes Towers в Дубае;

— в филиале Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в японском городе Хакодатэ обучение проходит с 1994 г., в 2018 г. набор осуществляется по направлениям: русский язык и регионоведение России. Русистика, туризм и индустрия гостеприимства являются приоритетными направлениями в сотрудничестве Дальневосточного федерального университета и Университета Дананга (Социалистическая Республика Вьетнам).

Создаётся совместный вуз на базе МГУ и Пекинского политехнического университета — Российско-Китайский университет. Образовательные стандарты и преподаватели — от МГУ, а преподавание будет вестись на русском, китайском и английском языках. Весьма привлекательным моментом является получение и диплома РКУ, и диплома МГУ.

В стадии разработки находится европейское направление создания филиалов российских университетов. В частности, 20 ноября 2017 г. ректор Московского университета В.А. Садовничий открыл филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в городе Копере (Республика Словения) на базе Приморского университета. 14 сентября 2017 г. Правительство Словении приняло постановление о выделении бюджетного финансирования для обеспечения работы филиала МГУ в г. Копере на 2017 г.

Другие инструменты и каналы привлечения иностранных студентов (социальные сети)

Современные тенденции усиления конкуренции в академическом пространстве на национальном и международном уровнях актуализируют необходимость использования российскими вузами всех инструментов продвижения и управления имиджем. Учитывая особенности основной целевой аудитории коммуникации вуза — молодёжи, — высшие учебные заведения не могут игнорировать использование таких современных средств управления имиджем и репутацией, как социальные сети, количество участников которых достигает ежедневно порядка 2,5 млрд человек.

Работа в социальных сетях как эффективный метод коммуникации с молодёжью предполагает6 :

  1. быстрое донесение информации до аудитории;
  2. постоянную связь с аудиторией, возможность оперативно отвечать на её вопросы (по сравнению с e-mail и обратной связью на сайте);
  3. удобное размещение фото-, аудио- и видеоматериалов;
  4. возможность виртуального образования;
  5. создание профессиональных сообществ среди студентов, абитуриентов, преподавателей, научных сотрудников.

Исследования, проведённые QS и представленные в отчёте StudentOnline: GlobalTrends 2016, показывают, что всё большее число потенциальных студентов используют социальные медиа для исследований университетов.

Однако, несмотря на растущую популярность социальных сетей как метода онлайнисследований, большинство студентов всё ещё говорят, что предпочитают общаться с учреждениями по электронной почте, а не по социальным сетям. Студенты утверждают, что информация, предоставляемая через социальные сети, кажется менее официальной, в то время как некоторые из них неохотно делятся своими данными о социальной учётной записи с университетами. Именно поэтому социальные сети должны стать дополнительным элементом коммуникационной политики с сохранением традиционных каналов (оперативные ответы на электронные письма)7 .

В то же время исследования показали, что студенты стремятся получить информацию из самых разных источников, чтобы чувствовать себя более уверенно в том, что они имеют полное понимание университетов, к которым они обращаются. Истинная ценность социальных медиа при рекрутинге студентов заключается в их способности предоставлять студентам альтернативный источник информации.

В условиях усиления конкуренции со стороны новых онлайн-провайдеров, сложного процесса отбора студентов и сокращения численности абитуриентов университеты должны применять творческий подход для привлечения студентов на понятном им языке общения.

«Творческий подход» предполагает качество, скорость и частоту обновления контента, его тематическую принадлежность, соответствие целевой аудитории данной социальной сети, качество дизайна, а также наличие инфографики и аудио- и видеоматериалов. А меры по рекрутингу студентов, в том числе и иностранных, должны осуществляться круглый год, а не просто в течение приёмной кампании.

В качестве примеров можно привести нестандартные решения зарубежных вузов:

1. Университет Принстона: его аккаунт в Instagram сегодня заполнен многочисленными фотографиями студентов: фотографии кампуса, документы из архивов и даже картинки из личных блогов студентов. Количество подписчиков достигло более 2000 человек.

2. Университет Аризоны на собственном примере доказал: гораздо больше студентов волнует спорт или, вернее, здоровый дух соревнования. Когда университету предстояло сразиться в баскетбольном матче с давним конкурентом, в Facebook вывесили не просто анонс, а инфографику, где отразили, как часто проигрывал противник и что его ждёт на этот раз. В итоге фотография понравилась 5000 пользователей, а ещё 622 человека поделились ею с друзьями.

3. Университет Стэнфорда: проводит день открытых дверей в Facebook онлайн. Режим организации работы состоит в том, что на странице университета публикуется видеоанонс одного из профессоров вуза, а в комментариях задают вопросы, несколько недель профессор на них отвечает. Видео размещается как на Facebook, так и на канале университета в YouTube.

...В большинстве стран, успешно реализующих программы экспорта образовательных услуг, предлагаются разнообразные формы стипендиальной поддержки иностранных студентов...

4. Австралийский университет Нового Южного Уэльса (Australia’s University of New South Wales) во время ежегодной недели по привлечению абитуриентов, называемой O-week, активно использует социальные сети в рамках своей общей стратегии рекрутинга для продвижения своей культуры, учебных программ и внеклассных мероприятий (именно на них делая акцент)8, 9.

5. Университет Нью-Хэмпшира делает огромную работу по использованию социальных сетей, используя специальные учётные записи в Instagram и Twitter с хештегом @UNHadmissions для демонстрации видеороликов, обмена инфографикой и контрольными списками. Чтобы помочь новым студентам, они создали уникальный хештег #New2UNH.

6. Университет Халла следит за тем, чтобы их Twitter работал с 8 утра до 10 вечера. Это отличный шаг вперёд, чтобы продемонстрировать как свою преданность нынешним ученикам, так и эффективную передачу положительного отношения и социального опыта будущим студентам.

Для того чтобы изучить современную практику использования социальных сетей российскими вузами, в сентябре 2014 г. А.Н. Гуреевой, научным сотрудником кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, было проведено количественное исследование присутствия и деятельности в социальных сетях 10 лидеров российского высшего образования за 2014 г.

По итогам проведённого исследования были выделены ряд основных проблем, на основании которых возможно представить перечень рекомендаций по усилению коммуникационной деятельности российских вузов в социальных сетях:

• низкий уровень диалоговости: отсутствие внимания к обратной связи и, как следствие, крайне низкий уровень обсуждения в социальных сетях у всех российских вузов;

• бессистемность выкладывания контента, которая выражается в нерегулярном обновлении информации, что рождает отток целевой аудитории социальных сетей, который в будущем будет трудно восстановить;

• выражено и преобладание количественных характеристик присутствия в социальных сетях над качественными: по количеству страниц в социальных сетях, а также количеству постов многие вузы многократно превышают уровень качества контента;

• неравнозначное внимание к различным видам социальных сетей: неясные параметры выбора определённых социальных сетей при одновременном игнорировании других равнозначных социальных сетей;

• отсутствие функциональности переходовссылок на социальные сети, что выражается и в неудобном открытии страницы социальной сети вместо сайта вуза (только у некоторых вузов страница социальной сети открывается не вместо сайта, а в отдельном окне, что более функционально), и в порой сложном поиске данной ссылки по сайту вуза;

• наличие многочисленных обособленных страниц в социальных сетях отдельных факультетов вуза без привязки к главному сайту вуза, что неверно с точки зрения единой медиакоммуникационной политики вуза.

Международные послы-студенты

В большинстве западных университетов существует почётная должность для иностранных студентов — международный студенческий посол (International Student Ambassador), она даёт уникальный опыт для студентов, который выходит за рамки университетской жизни. Послы для вузов являются эффективным инструментом привлечения и удержания иностранных абитуриентов. Повсеместное внедрение вузами данной практики является показателем эффективности данного инструмента. Более того, происходит масштабирование на национальный уровень.

Послы получают обучение на очень высоком уровне по следующим направлениям: эффективные навыки общения в Интернете, написание блогов, создание фильмов и аудио для цифрового контента, а также использование и влияние социальных сетей.

Категория International student ambassador (ISA) понятна целевой аудитории и является почётной должностью для любого иностранного студента. Онлайн-ресурс www. studyinternational.com приводит шесть причин, адресованных студентам, чтобы стать международным студенческим послом10, 11.

Несомненно, что данная инициатива имеет преимущества не только для студентов, но и для университетов. Вузы тщательно прописывают должностные обязанности, требования к кандидатам и задачи, которые должны быть решены с участием международных послов.

На основе проведённого исследования сайтов зарубежных вузов можно сделать выводы, что большинство университетов в обязанности послов включают:

• консультации абитуриентов о жизни в университете (стоимость обучения, проживания, бытовые вопросы). Преимуществом такого рода консультаций является единство культур. Так, студенты могут обращаться на родном для них языке и обсуждать общие проблемы;

• информирование о процедуре поступления и правилах подачи заявок. В этом случае студент должен предоставлять ссылки на официальный сайт и в случае необходимости обращаться за консультацией в отдел рекрутинга иностранных студентов;

• ведение блогов на официальном сайте и в социальных сетях на регулярной основе. Тематика блогов должна отражать наиболее популярные вопросы, с которыми сталкиваются студенты. В большинстве вузов иностранным послам не разрешается «добавлять в друзья» потенциальных абитуриентов, так как формат бесед должен соответствовать официальному статусу;

• участие послов в днях открытых дверей, выставках, ярмарках и презентациях образовательных программ в регионе базирования университета. Исходя из представленной в открытых источниках информации можно сделать вывод: международные послы не принимают участие в образовательных выставках за рубежом. Возможно, это связано с финансовыми аспектами организации данной поездки;

• сопровождение соотечественников в первые дни их пребывания. Посол должен стать своеобразным ангелом-хранителем для новых студентов, и в его обязанности входит помощь в решении административных вопросов: постановка на миграционный учёт, открытие банковского счёта, приобретение сим-карты. Это особенно актуально для студентов подготовительного отделения, которые не владеют русским языком, на первом этапе обучения. Данные вопросы не обязательно должны решаться только силами посла, но он должен координировать работу своей команды соотечественников;

• участие в формировании стратегии по набору студентов в родной стране. Иностранные студенты владеют более полной информацией о ситуации в стране и могут выступать в качестве экспертов при формировании стратегии набора студентов в данном регионе. Под руководством сотрудников международных офисов они могут принимать участие в исследованиях региональных рынков и анализе перспективных направлений работы.

Программа международных послов апробирована в большинстве вузов Европы, Северной и Южной Америки, и её популярность является показателем эффективности в вопросе продвижения образовательных программ за рубежом. На этапе внедрения данной практики в российских вузах могут возникнуть сложности, непонимание целей и задач, но накопленный опыт и промежуточные результаты могут стать основой для будущих изменений и адаптирования зарубежных практик в нашу систему образования.

Выпускники

Одним из эффективных механизмов привлечения иностранных обучающихся являются выпускники вузов. Этот механизм или канал продвижения университета на международном рынке образовательных услуг хорошо разработан в крупнейших странах-экспортёрах. Иностранные выпускники играют важную роль в привлечении абитуриентов, содействии трудоустройству иностранных студентов, повышении качества академических программ, создании стратегических партнёрств, привлечении финансовых средств на реализацию проектов. Выпускники — энтузиасты своей alma mater могут выступать международными послами своего университета.

Университеты англоязычных стран являются лидерами в развитии этого механизма. Многие университеты имеют руководства по развитию отношений с выпускниками, большие офисы по работе с выпускниками, действующими в тесной связи с карьерными офисами и офисами по рекрутингу.

Слаженная работа означает совместное планирование и софинансирование мероприятий, общие рекламные материалы. Лучшие практики британских университетов по вовлечению выпускников в рекрутинг иностранных студентов включают выступления выпускников в школах, на выставках и других выездных мероприятиях. Выпускники — очень ценные союзники в продвижении академических программ и университетов, не известных или мало известных широкой публике. Они с удовольствием рассказывают о своём опыте обучения и пребывания в зарубежном университете, их выступления, являясь эффективным инструментом набора, вызывают интерес и доверие родителей и абитуриентов. Выпускники могут содействовать продвижению программ и в дистанционном режиме через свои социальные группы и профессиональные сети.

Отбор выпускников для будущей работы международными послами университета начинается сразу после окончания учёбы и до выпускной церемонии. Во время образовавшегося окна сотрудники офиса по работе с выпускниками проводят интервью с кандидатами, тренинг и подписывают меморандум о взаимопонимании с фиксацией ожиданий обеих сторон. Выпускники — будущие послы получают доступ к внутренним ресурсам сайта университета, шаблоны презентаций, официальное письмо о наделении определёнными полномочиями, актуальную информацию об университете.

Положение в России

В настоящее время за рубежом проживает более миллиона выпускников российских вузов. Большинство российских вузов только разворачивают работу по взаимодействию с выпускниками. Лидерами являются РУДН, МГИМО, УрФУ и ГУ-ВШЭ. Сотрудники РУДН активно вовлекают зарубежных выпускников в продвижение образовательных программ своего университета в разных странах через участие в различных мероприятиях. РУДН создал свои ассоциации иностранных выпускников в разных странах. На базе РУДН прошёл Форум иностранных выпускников — 2015.

НИУ ВШЭ разработал программу послов университета — представителей вуза в различных странах. Университет предлагает награды выпускникам, добившимся значительных успехов на профессиональном поприще, в социальных проектах.

Лучшие практики взаимодействия с выпускниками можно проследить на примере Уральского федерального университета. В 2013 г. УрФУ создал Монгольскую ассоциацию выпускников УрФУ в рамках проекта «Продвижение компетенций УрФУ в Монголии на базе партнёрства с выпускниками».

МГИМО ежегодно проводит международные форумы своих выпускников за рубежом. В 2017 г. такой форум состоялся в Астане.

Большим подспорьем вузам в привлечении выпускников к продвижению российского образования может служить сайт Всемирной ассоциации выпускников вузов. На сайте размещена информация о национальных ассоциациях выпускников российских вузов.

В 2014 г. Россотрудничество запустило проект по проведению Единого дня выпускника на базе РЦНК. Данное мероприятие предоставляет прекрасную возможность российским вузам установить или упрочить контакты со своими выпускниками и наметить планы взаимодействия.

Сайты университетов

Сайт университета — главный источник информации для иностранного абитуриента, и от того, как структурирована информация, её доступность и всеохватность, может зависеть решение о выборе данного вуза абитуриентом.

Каждый университет имеет веб-страницы, посвящённые интеграции иностранных студентов в студенческую и академическую жизнь.

Рассмотрим страницу Имперского колледжа Лондона:

• Контингент обучающихся и абитуриентов распределён на регионы и страны. В качестве регионов выделены: Африка, Австрало-Азия, Центральная и Южная Америка, Восточная Азия, Европа, Ближний Восток, Северная Америка, Россия и Центральная Азия, Юго-Восточная Азия.

• Объём информации для разных стран различен, но есть общие пункты:

— обзор видов сотрудничества;

— стипендии для данной страны (требования к кандидатам и как подать заявку): стипендии могут быть национальные, университетские и совместные с бизнес-структурами, стипендия Содружества для граждан Содружества;

— визовая информация;

— студенческая жизнь — информация о 350 студенческих клубах и проектах, включая общества по происхождению: французское сообщество, немецкое сообщество и т.д.;

— жизнь за пределами колледжа — информация о 190 тыс. выпускников в 200 странах и об отдельных группах выпускников по странам;

— языковая поддержка: центр академического английского языка предлагает трёхнедельные занятия для студентов, которые хотят улучшить свои языковые навыки. Занятия проходят до начала семестра. Во время обучения центр оказывает бесплатную помощь с академическими презентациями, академическим письмом, онлайн-курсами: — акцент на том, что студент не будет одинок, потому что в университете есть группы и сообщества соотечественников;

— акцент на том, что по окончании учёбы можно присоединиться к группе выпускников на родине (ссылка на сайт выпускников в стране);

— акцент на том, что у колледжа большие научные связи в вашей стране, перечисляются партнёры из бизнес-структур и совместно реализуемые проекты (то есть возможность поддерживать связь с колледжем на родине не только через ассоциацию выпускников).

Также представлена информация о возможности лично встретиться с представителями колледжа в стране во время выставок и других мероприятий.

В целом информация индивидуализирована по странам, обширна и понятна, она объединяет абитуриентов, студентов и выпускников из каждой страны в одно сообщество под зонтиком колледжа. Впечатление от такой организации информации и её наполнения таково: если вы поступаете в колледж, вы попадаете в большую дружную и интересную семью, которая заботится о вас с момента захода вами на сайт и далее в течение всей жизни.

Окончание в следующем номере