Анализ российского и зарубежного рынков органических продуктов

Журнал: «Товаровед продовольственных товаров», №1, 2019 18:30:00г.

Analysis of Russian and foreign markets of organic products

This article discusses the organic food markets in Russia and abroad. A brief review and characteristics of the current state of the global and domestic markets of eco-products are presented. The tendency of increasing demand for products of this segment is revealed, which proves the prospects of its development. The prospects for the development of the Russian market of organic products are highlighted.

M.A. Nikolayeva, PhD in Engineering, Professor, Department of International Commerce

A.I. Nikonova, Manager, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Keywords:market of organic products, eco-products, bio-products, trends in the development of the market for organic products, prospects for the development of the domestic market for organic products

Органический пищевой продукт — это продукт, в натуральном или переработанном виде, произведенный из сырья растительного и животного происхождения, выращенного в зонах для ведения органического сельскохозяйственного производства, а также лесная, пчело- и рыбопродукция, выращенная, произведенная, переработанная, сертифицированная, этикитированная, сохраненная и реализуемая в соответствии с правилами органического производства, предназначенная для потребления в пищу в переработанном или непереработанном виде [1].1 Рынок органических продуктов является одним из самых быстрорастущих среди продовольственных рынков как в мире, так и в России. В период с 2000 по 2017 год он вырос более, чем в пять раз — с 18 до 93 млн долларов, что составляет 11% от всего мирового сельскохозяйственного рынка. Это связано в первую очередь с тем, что в последнее время во всех странах наблюдается тенденция здорового образа жизни, включающая в себя потребление экологически чистых продуктов.

Несомненным лидером по объему рынка экопродуктов являются Соединенные Штаты Америки, на долю которых приходится около 44% всего объема рынка. Помимо США, можно отметить страны Европейского союза, отдельно Германию (11%), Францию (6,8%) и Китай (5,9%), однако их отставание от лидера достаточно существенно (рис. 1).

Из стран Европейского союза, лидирующим по объему рынка экопродукции можно выделить следующие страны: Великобритания (3,3%), Италия (2,9%), Швейцария (2,7%), Швеция (2,2%), Испания (2%).2 В отношении потребления продукции на душу населения можно увидеть совершенно иную картину, так как по этому показателю европейские страны опережают всех в мире (рис. 2).

Польза органических продуктов, как правило, более дорогих по сравнению с традиционными, определяется заботой о здоровье. Именно эту причину называют в качестве основного мотива для предпочтения большинство жителей Франции. В Германии, помимо здоровья потребителей, респондентов волнует состояние окружающей среды, и они покупают натуральные продукты в виду того, что их производство наносит меньший вред окружающей среде, предотвращает ее загрязнение. Датские покупатели озабочены благосостоянием животных, а потребители США — отсутствием в напитках и пищевых продуктах генетически модифицированных организмов (ГМО) и других вредных веществ.

Питание оказывает существенное воздействие на состояние организма человека, что в значительной степени предопределяет состояние здоровья и жизнеспособность всего общества в целом.

По данным United Nations Development Programme (UNDP), европейские страны являются не только лидерами по потреблению экологически чистых продуктов, но и лидерами по продолжительности жизни.

Рост потребления органических продуктов влечет за собой необходимость увеличения производства. На сегодняшний день большее количество производителей сертифицированной органической продукции приходится на Индию, Эфиопию, Мексику, Филиппины, Уганду.

Всего же в мире сертифицировано более 2,4 млн производителей экопродукции.

Для производства экологически чистой продукции основным ресурсом является сельскохозяйственные земли, не загрязненные удобрениями и химикатами, а также прошедшие процедуру сертификации. По данным Research Institute of Organic Agriculture, только 1% всех сельскохозяйственных земель во всем мире имеет органическую сертификацию. Австралия является несомненным лидером по количеству сертифицированных земель3 (табл. 1).

Помимо вышеупомянутых стран, можно выделить Эстонию и Латвию — как новичков на европейском продовольственном рынке развивающих органическое земледелие. В этих странах площади земель, предназначенных для производства экопродуктов, составляют 16% и 11% от всех сельскохозяйственных земель соответственно4 .

В Российской Федерации сертифицировано 400 тыс. га земли по состоянию на 2017 г., однако более 20% сертифицирована для реализации будущих проектов и в настоящее время не используется, что не скажешь о европейских странах, где количество пройденной сертификацию земли равно культивируемому количеству земли.

В 2010 году российский рынок органических продуктов оценивался в 62 млн долларов (где 95% продукции — импорт). В 2017 году данный показатель вырос в 2,5 раза и составил 165 млн долларов, при этом доля отечественной продукции равна всего 15% (рис. 3).

Большинство импортируемых органических товаров приходится на страны ЕС — Германия, Франция Италия. Реализуется данная продукция в основном Москве и Московской области, а также Санкт-Петербурге.

Из рисунка 3 видно, что рынок органических продуктов России неуклонно рос в период с 2006 по 2016 год, а с 2010 по 2012 год наблюдался самый высокий прирост (+58 млн долларов). Таким образом, можно сделать вывод, что рынок органической продукции в России с каждым годом набирает все большие обороты.

Российская структура производства органических продуктов питания во многом схожа с Европейской: большинство стран в Европы производят крупы, фрукты и овощи. Похожую ситуацию можно наблюдать и на отечественном рынке (рис. 4).

Из данных рисунка 4 видно, что отечественные производители органических продуктов преимущественно выращивают зерновые и плодоовощные культуры (24% и 23% соответственно). На долю молочной продукции приходится 14%, на мясо и мясопродукты приходится 12% всего органического производства.

Крупнейшими российскими производителями органической продукции являются: агрохолдинги: «Аривера», «Агриволга» и «Савинская нива».

География производства экопродукции связана с местом жительства ее потребителей. В виду того что органические продукты в 2-10 раз дороже традиционных, крупнейшими рынками сбыта являются те города, где выше уровень жизни и покупательская способность: Москва и Санкт-Петербург, на долю которых приходится около 75% общего объема продаж. Однако стоит заметить, что отечественные экопродукты в 2-3 раза дешевле аналогичных импортных.

Наиболее значимыми каналами реализации экопродукции являются супермаркеты и органические специализированные магазины, доля которых в общей структуре 50% и 25% соответственно. В том числе продукция реализуется посредством прямых продаж, на рынках и в Интернете. Последний канал набирает все большие обороты, так как розничная цена для покупателей наиболее благоприятна для приобретения. Однако сегмент отечественного рынка органических продуктов характеризуется высокой степенью импортозависимости, невысокой долей сертифицированных земель и отечественных производителей, а также отсутствием какой-либо конкуренции. Несмотря на данные факторы, для российского рынка органических продуктов можно выделить следующие перспективные направления развития:

  1. Большие возможности ресурсной базы, наличие «диких» районов, отдаленных от промышленных центров и различных перерабатывающих предприятий, пригодных для выращивания крупяных культур, злаковых, овощей и фруктов, ягод и трав, природные свойства которых соответствуют требованиям, предъявляемым к органической продукции.
  2. На территории России находится около 9 млн кв. км продуктивных земель, что составляет около 12% от общего мирового показателя, однако 40% данных территорий выведено их сельхозоборота5 . Использование данных земель поможет российскому рынку органической продукции составить конкуренцию Западному рынку.

Решение таких проблем, как: сертификация земель и органической продукции, поддержка сельскохозяйственных производителей при условии активного участия государства позволит сегменту органической продукции выйти на новый уровень и создать конкурентные преимущества не только на внутреннем, но и зарубежном рынках. Помимо предпринимательских выгод, развитие рынка органических продуктов питания будет способствовать улучшению экологии страны, здоровья населения, и как следствие — увеличению продолжительности жизни.