Актуальность пересмотра стандарта на техническое обслуживание сельскохозяйственной техники

Журнал: «Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт», №10, 2017г.

631.153.3

Relevance of revision of the standard on maintenance of agricultural machinery

There was a need for adaptation of GOST 20793 «Tractors and farm vehicles. Maintenance» to conditions of a current state of machine and tractor park of agro-industrial complex and its engineering service, and also in an exception of wrong requirements and introduction of effective methods of service in this connection the standard is revised.

Keywords:maintenance, diagnosing, in-place repair, express control of oils.

Государственный стандарт СССР ГОСТ 20793–81 «Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание» был введен в действие в 1983 г., в котором впервые были унифицированы виды, периодичность, основные правила и требования к качественному и своевременному проведению технического обслуживания тракторов, комбайнов, самоходных, прицепных, стационарных машин, почвообрабатывающих, посевных, посадочных, уборочных машин, машин по уходу за посевами, по обработке сельскохозяйственных культур, прицепов и транспортеров в организациях агропромышленного комплекса страны. Реализация требований стандарта повысила надежность и работоспособность парка машин сельского хозяйства: коэффициент технической готовности машинно-тракторного парка страны был повышен до 0,92, а в некоторых регионах по энергонасыщенным тракторам «Кировец» и Т-150К — до 0,95–0,97.

После пересмотра стандарта был принят ГОСТ 20793–86. С конца 1980-х гг. произошли серьезные изменения в политической и экономической организации страны. Эти преобразования наиболее негативно отразились на инженерной службе агропромышленного комплекса, произошла потеря его наиболее эффективных государственных организаций как в РФ, так и в других странах Союза Независимых Государств. Ослабление инженерной службы потребовало изменений в организации ее работы и своевременной корректировки ГОСТ 20793 для отражения новых форм организации, приемов и средств технического обслуживания машинно-тракторного парка АПК.

Однако с многолетним опозданием материалы идеологии начала 1990-х гг. по организации сервиса в АПК были изложены в межгосударственном стандарте ГОСТ 20793–2009, введенном в действие с 01.05.2011.

В стандарте, естественно, рекомендации по организации и проведению технического обслуживания машинно-тракторного парка АПК не соответствуют современным требованиям и требуют доработки.

Так, например:

• непоследовательно изложенные перечни некоторых операций технического обслуживания (ТО) не соответствуют современным машинам;

• ошибочно включены требования контроля отработавших газов;

• отсутствуют требования по контролю моторных масел, показатели которых являются важнейшими диагностическими параметрами;

• не даны рекомендации по эффективному применению безразборного повышения работоспособности и ресурса агрегатов современными триботехническими материалами;

• не учтено сложившееся разнообразие форм организации ТО с совмещением работ текущего ремонта машин.

За последние десятилетия МТП АПК значительно «износился», резко сократился и изменился по составу, а инженерная служба отрасли крайне ослабла. Поэтому требуются соответствующая адаптация организации и технологий ТО и ТР, расширение рекомендаций по предотвращению отказов и неисправностей машин, использованию «богатства» органолептических методов контроля, современных методов повышения ресурса и работоспособности изношенных машин достижениями триботехники.

Пересмотр стандарта ГОСТ 20793–2009 был предусмотрен в программе национальной стандартизации Росстандарта России, но из-за реорганизации разработчика — ГОСНИТИ и Технического комитета по стандартизации ТК 377 «Ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники» эти работы перешли на 2017 г.

В современном стандарте для более полного технического обслуживания и повышения межремонтного ресурса следует учесть современные технологии и разнообразие форм организации ТО и текущего ремонта (ТР) отечественных и импортных машин:

• во-первых, расширение видов ТО в соответствии с указаниями руководств по эксплуатации машин, регламентное проведение ТО перед интенсивными полевыми работами, привязка сложных видов ТО к смене масел;

• во-вторых, значительное удорожание материальных затрат (машин, запасных частей, топлива, масел) и удешевление труда для повышения ресурса машин и снижения издержек от отказов машин приводит к необходимости нетрадиционного обслуживания МТП, уменьшения периодичности ТО и расширения перечня работ по защите агрегатов от загрязнений, обводнения, как главных причин их повышенного изнашивания, при этом совмещая ТО с неотложными работами ТР. При учащении и увеличении объема ТО обеспечивается повышение работоспособности систем защиты агрегатов, возможно продление безаварийной работы машин до предельных параметров, что увеличивает безаварийный срок службы машин и снижает эксплуатационные затраты;

• в-третьих, введение регламентного экспресс-контроля масел. Химмотологический экспресс-контроль масел по «капельной пробе» позволяет своевременно назначать операции ТО для заметного повышения эксплуатационного ресурса агрегатов МТП, в то время как в ГОСТ 20793–2009 контроль масел не предусмотрен;

• в-четвертых, использование современных приемов существенного повышения межремонтного ресурса изношенных агрегатов (в 3–5 раз) и повышения их работоспособности комплексом очистительных, профилактических, ремонтно-восстановительных составов.

В дополнение к совершенствованию стандарта ГОСТ 20793 в НТД на техническую эксплуатацию машин для более полного их обслуживания, безразборного восстановления работоспособности и повышения межремонтного ресурса их агрегатов необходимо в стандарте предложить проведение новых дополнительных работ по техническому обслуживанию, например:

• эксплуатационную обкатку машин приработочными составами, например — серпентиновыми, апробированными в моторостроении Японии и в Cанкт-Петербургском политехническом университете;

• профилактическую обработку агрегатов мягкими, профилактическими составами на период предремонтной эксплуатации;

• безразборное восстановление агрегатов ремонтно-восстановительными трибосоставами при исчерпании доремонтного или межремонтного ресурса;

• обкатку отремонтированных агрегатов притирочными составами с заменой их после обкатки профилактическими составами.

Примерами частичной реализации такого подхода предлагаются:

• при эксплуатационной обкатке тракторов применять трибосоставы «мягкого» действия, продолжающие заводскую обкатку, например, GRAF-SB (ТУ 0257–004–10182605–2016), серпентиновые составы (РВС и другие) вдвое меньшей концентрации, чем для безразборного ремонта;

• после эксплуатационной обкатки и окончания гарантийного срока в начале длительной эксплуатации машин вводить трибосоставы более длительного действия, на 1000–2000 мото•ч работы тракторных дизелей. Здесь вдвое меньшими дозами рекомендуются серпентиновые составы НИОД от НПИФ «Энион-Балтика» (СПб.), РВС от НПЦ «Руспромремонт» (СПб.), составы НПТК «СУПРОТЕК» (СПб.), «РеалИнПроект» (СПб.), наноалмазный состав КАРАТ-М (ООО «РеалДзержинск», г. Дзержинск Нижегородской обл.), уг-леродные нановолокна GRAF-SB Красноярского института химии и химической технологии СО РАН.

На этапе ремонта, при превышении допускаемых или достижении предельных значений ресурсных параметров, для компенсации износа, продления ресурса и восстановления работоспособности самой различной техники целесообразно использовать вышеназванные ремонтно-восстановительные трибосоставы. При малых концентрациях их вводят примерно через месяц эксплуатации машин до трех раз, а концентрациями 2–3% — однократно. Масло с высокой концентрацией после непродолжительной обработки агрегата необходимо заменять свежим.

Примером эффективности новых элементов ТО является «безразборный ремонт» дизеля ЯМЗ-240Б трактора К-701 в СХП «Коелгинское» Миасского р-на Челябинской обл., выполненный сотрудниками ФГОУ ВО «ЧГАУ», где трактору, отработавшему 18 мес. от проведения капитального ремонта, с необходимостью замены ЦПГ, вместо ремонта трехкратным вводом трибосостава от НПЦ «Руспромремонт» эксплуатация трактора успешно продлена еще на 32 мес.

Несмотря на перспективность нетрадиционного обслуживания (безразборный ремонт, зарожденный в нашей стране в конце 1980-х гг., используется в Японии, Финляндии, Германии, Китае, Швеции, на Украине), в АПК РФ оно используется крайне незначительно по причинам:

• недоверия, что вызвано серьезным негативом ряда первых трибосоставов,

• продвижения нетрадиционного ТО частными компаниями,

• отсутствия государственного интереса к совершенствованию ТО МТП АПК.

При обслуживании машин следует учитывать, что с изнашиванием ДВС и снижением давления масла по любым причинам целесообразно переходить на более вязкие масла. При сезонной работе машин следует отказываться от всесезонных масел, которые эффективны только для пуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в холодный период. Через 50–100 ч работы вязкость этих масел на жидкой базе с загущающими присадками уменьшается на 25–50%, что повышает пусковой износ двигателей и сокращает ресурс масел.

На каждом предприятии должен быть специалист — инженер по качеству и ценовой политике топливо-смазочных материалов, входного их контроля, правильного использования, диагностирования техники по показателям масел. Например, дорогие масла, непригодные только из-за загрязнения, но с большим запасом рабочих свойств, следует очищать отстаиванием и, учитывая доступные для контроля показатели, повторно использовать по пониженному классу качества.

Владельцы техники должны применять дополнительные меры по защите систем смазки ДВС и гидроагрегатов от загрязнений, что резко повышает ресурс агрегатов и масел.

В технической эксплуатации МТП следует возрождать инструментальное диагностирование, чаще привлекать службу Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства для дополнительного диагностирования машин.

В проекте пересмотра ГОСТ 20793 следует предусмотреть соответствующие сложившимся условиям формы организации и новые технологии ТО, текущего ремонта и диагностирования машин:

• технологии и материалы (очистители, корректоры топлива, трибосоставы и др.) для безразборного повышения работоспособности изношенных агрегатов;

• актуальный арсенал диагностических параметров химмотологического класса;

• диагностирование ЦПГ ДВС по расходу масла на угар и экспресс-оценку остаточного ресурса ЦПГ по вакуумным параметрам и компрессии;

• поляризацию масел через масломерный щуп агрегатов, например электронным регулятором трения от инжинирингового центра «ЛИК» (г. Шахты), снижающую трение и износ деталей.

Вместе с инструментальным контролем в стандарте должны быть рекомендации по органолептическому диагностированию, в котором с началом машинной эры накоплен значительный арсенал приемов контроля, выявления мест отказа и причин неисправностей агрегатов.

Для пересмотра ГОСТ 20793–2009 поступили предложения от 18 российских и двух зарубежных ученых и специалистов АПК, но мало отзывов от практиков. Только в Башкирском ГАУ обобщен опыт Башкортостана по обслуживанию импортной техники, где все работы ТО сгруппированы в два уровня:

• первый, выполняемый предприятием — владельцем техники: Т0–10, ТО-50, ТО-100 мото-ч, ТО при постановке машин на хранение;

• второй, выполняемый сервисными инженерами поставщика техники: ТО при эксплуатационной обкатке (50 и 100 мото-ч), ТО-Э (перед началом сезона работ), ТО-250, ТО-500, ТО-1000, ТО-2000.

Для качественного выполнения работ первого уровня поставщик машин проводит мастер-класс с учетом условий обслуживания и ремонта машин на предприятии, обеспечивая его соответствующей нормативно-технической документацией (руководства по эксплуатации, технологические карты, карты смазки и т. п.).

При втором уровне, кроме регламентных работ по требованиям изготовителя, проводится периодическое диагностирование агрегатов, что позволяет заблаговременно организовывать их ремонт. По договору между владельцем и поставщиком техники состав работ по обоим уровням конкретизируется.

В пересмотренном стандарте следует отразить рекомендации по диагностированию ДВС перед их «безразборным ремонтом» по этапам:

1. Первое диагностирование цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и кривошипно-шатунного механизма (КШМ), чтобы определить целесообразность такого ремонта, последовательность воздействий трибосоставами нужной концентрации, количество трибообработок. Здесь учитывается, что ремонт чрезмерно изношенных, в предаварийном состоянии или разрушенных деталей трибосоставами невозможен.

Примечание:

1. Перед диагностированием ДВС обязателен экспресс-контроль масла по «капельной пробе» [1, 2, 8].

2. Если давление масла в ДВС ниже предельного — то первоочередно его увеличение сменой маслофильтров, регулировкой клапанов системы смазки, вводом более вязкого масла.

2. Очистка топливной, масляной систем, камеры сгорания, клапанов газораспределения триботехническим составом или комплексом других очистителей при ТО и в недлительной эксплуатации.

3. Повторное диагностирование для проверки качества очистки ЦПГ ДВС, оценки возможности безразборного ремонта дизеля (а также коробки передач, ведущих мостов) и продления их ресурса. Если после очистки поршневые кольца раскоксованы и получили подвижность, то повышается компрессия и улучшаются все показатели состояния ЦПГ. В противном случае требуется углубленное диагностирование ДВС с частичной подразборкой.

4. Безразборный ремонт неаварийного дизеля (других агрегатов) последовательным вводом трибосоставов. На этом этапе от степени износа агрегатов, например дизеля (ЦПГ и КШМ), по значениям угара масла, прорыва картерных газов, компрессии, вакуумных параметров, минимального давления масла на холостом ходу прогретого ДВС выбирают трибосостав профилактического (мягкого) либо ремонтно-восстановительного действия. Назначают их концентрацию в масле (50 мг/л…20 г/л), место введения (в картерное масло или, например, в цилиндры, в другие соединения при частичной разборке узлов), длительность и режим обработки, а если с подразборкой агрегата, то гель или суспензию трибосостава вводят непосредственно в сопряжения трения. Далее — эксплуатация машины, в которой идет трибообработка сопряжений, но перед ней целесообразен суточный простой машины и требуется участие ответственного специалиста.

5. Контрольная диагностика для оценки эффективности первой обработки: в ДВС — по уменьшению угара масла, прорыва картерных газов, дымности, расхода масла и топлива, повышению компрессии, улучшению вакуумных показателей, давления масла и др. При недостаточном улучшении показателей целесообразен повторный ввод трибосостава той же или меньшей дозой: двигателя в целом через картерное маслом или избирательно, например только отдельных цилиндров, вводом трибосоставов в форсуночные/свечные отверстия. Последующее наблюдение за работой машины подскажет достаточность или необходимость третьей обработки.

6. Поддержание эффекта трибообработки с периодическим вводом, например, в ДВС очистителей и профилактических (мягких) составов перед каждой второй или третьей сменой масла; с вводом ремонтно-восстановительных трибосоставов перед каждой четвертой заменой масла, а также ежегодное использование корректоров топлив для снижения закоксованности ЦПГ и очистки форсунок.

Для машин, не имеющих встроенных бортовых систем контроля, в диагностировании ДВС возможно использовать:

• для ЦПГ — индикатор расхода газов КИ-17999-ГОСНИТИ, анализаторы герметичности АГЦ, АЦП-2, компрессиметры, анализатор утечек воздуха ПТ-1 Nev, эндоскоп, электронный индикатор давления ELPI; самый простой и эффективный параметр — расход масла на угар к расходу топлива (предел 2,5–5%);

• для КШМ — зависимости давления масла от частоты вращения коленчатого вала на холодном и на прогретом моторе; сопоставление зависимостей, выявление минимума, характера изменения и стабилизации давлений при повышенной и максимальной частоте вращения с холодным и горячим маслом; грубый метод — анализ стуков в зоне подшипников коленчатого вала на разных частотах вращения, в свободном разгоне, что аварийно опасно для сильно изношенных ДВС;

• для моторного масла — «капельная проба» на фильтровальной бумаге расплывающейся капли горячего масла. Этот анализ от фирмы Shell введен в руководства по ТО транспортных и судовых дизелей, в ОСТ 10 2.25–87; масляное пятно по размерам и цвету колец чистого масла, загрязненного масла, ядра, по форме окраины пятна позволяет оценить работоспособность масла, его моющие свойства, загрязненность, протечку воды из системы охлаждения, перегрев или аварийное состояние ДВС и масла.

В итоге назрела адаптация и пересмотр действующего ГОСТ 20793 к условиям современного состояния МТП и его инженерной службы, исключение из него ошибочных требований и введение эффективных приемов организации и технологий ТО и текущего ремонта МТП АПК.

Реализация же с помощью адаптированного пересмотренного стандарта выше изложенных и новых мер для совершенствования ТО и диагностирования МТП, как показала многолетняя практика, позволит в 1,5–3 раза увеличить межремонтный срок службы изношенных автотракторных дизелей, продлить срок службы их масел в 1,5 раза, уменьшить затраты на техническую эксплуатацию МТП в 1,5 раза с годовой экономией по энергонасыщенному трактору до 15 тыс. руб.